Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мастацтва Беларуси.doc
Скачиваний:
50
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
217.09 Кб
Скачать

Иконопись Беларуси 19 – начала 20 в.

В 19 в. развитие иконописи проходило в противоречивых условиях – ликвидация униатства, насаждение православия, репрессии против костёла привели, с одной стороны – к распространению западноевропейских влияний (в польской трактовке) в католическом иконописании, с другой – к сильным российским каноническим православным влияниям. В таких условиях исчезновения самобытной белорусской школы иконописи не произошло, но она потеряла своё единство и разделилась на несколько локальных школ (зон), в которых наблюдаются в разной степени трансформационные процессы, уровни восприятия внешних воздействий, сохранённости традиций, эволюционных изменений.

Для произведений, создававшихся для храмов Центральной Беларуси, Гродненщины и Витебщины, было свойственна большая ступень присутствия классицизма в его академическом варианте. Это было связано с тем, что тут работало большое количество профессиональных живописцев, воспитанников Виленского университета и Петербургской академии живописи, а с 1860-х – Московского училища живописи. Именно они приносили новые стилевые и образные решения в сакральную живопись, в т.ч. и в иконопись, исполняемую на заказ для храмов – Я.Дамель, И.Хруцкий, В.Ванькович, Н.Селиванович и др.

Достаточно устойчивой в художественном отношении была Полесская школа иконописи. Основными её центрами были города Центрального и Западного Полесья – Туров, Пинск, Брест, а также местечки входившие в их окружение – Давыд-Городок, Дубровица, Здитово, Кажан-Городок, Дрогичин, Кобрин. Именно тут оформился своеобразный технический вариант исполнения образов, когда полотно натягивалось на доски, но не приклеивалось. В образах сохранялись традиции предыдущих эпох, народно-фольклорные мотивы. Работы отличались динамичными композициями, чертами натурализма в характеристике образов, сдержанной световой гаммой.

Неповторимым явлением в культуре Беларуси стала Ветковская иконописная школа, сложившаяся в Ветке, посадах Злынка и Клинцы, слободах Тарасовка, Добрянка, Перевоз, Крупец, в Ветковском Покровском и Чонковском Макарьевском монастырях в в 18-19 вв. и просуществовала до начала 20 в. В её лучших образцах предстаёт смешение древнерусских и белорусских традиций, принесённых московскими, поволжскими, новгородскими, белорусскими и украинскими мастерами. Ветковскую икону отличает ряд своих устойчивых черт – обращение к этнографическим реалиям, яркая цветовая гамма, основанная на использовании золотистого, красного, светло-зелёного, голубого и розового цветов, важным дополнением были оклады, которые изготавливались не только из металла, но и вышивались бисером, жемчугом. Наиболее часто живописцы обращались к богородичным сюжетам, в которых происходит смешение нескольких тем, к житийным и праздничным образам, изображали наиболее почитаемых святых – Бориса и Глеба, Николая, Иоанна Христителя, Иоанна Богослова.

Существовал и ряд более мелких иконописных школ – например, Бабичская школа (Бабичи – деревня в Чечерском районе), воздействие которых распространялось в границах деревень нескольких соседних районов. Бабичская школа сохранила традиции познебарочной белорусской иконописи в соединении с народным искусством юго-восточной Беларуси.

ТЕМА: Искусство Беларуси 20 в.

Искусство Беларуси первой половины 20 в.

На период конца 1910-начало 1920-х гг. в истории Беларуси припало две революции 1917 г., немецкая оккупация 1918 г., гражданская война и разруха 1918-1921 гг., образование БНР, Лит-Бел, Советской Беларуси, раздел Беларуси на Советскую и Польскую части. Этот период стал очень сложным временем для развития искусства Беларуси. Оно в основном развивалось в больших городах, которые незатронули военные действия – Витебске, Бобруйске, Гомеле, частично в Минске, Смоленске и Велиже. По своему характеру это было в большинстве своём агитационно-массовое искусство, направленное на утверждение социалистических идей, призывало к борьбе за установление советской власти. Это были плакаты, декоративные панно, лозунги, росписи на стенах и трибунах.

Наиболее ярко особенности развития советского, в том числе и белорусского искусства 1917-1930-х гг. отразила культурная и многоплановая жизнь Витебска. Город избежал военных действий, поэтому в нём сохранились предыдущие культурные традиции и среда. Тут ещё в конце 19 в. была открыта мастерская Ю.Пэна, которую закончили М.Шагал, З.Азгур и мн. др. Именно усилиями М.Шагала в Витебске в 1918 г. было открыто Народное художественное училище, преподавателями в котором работали многие известные художники, такие как М.Добужинский, К.Малевич и др. В 1920-21 гг. училище было преобразовано в Государственные художественные мастерские, которые позже стали называть Высшие государственные художественно-технические мастерские. На их основе был открыт Государственный художественно-практический институт, просуществовавший до 1923 г., когда на его базе открыли Витебский художественный техникум – единственное художественное учебное заведение в Беларуси довоенного периода.

Среди художников работавших в это время выделяется К.Малевич – один из основателей абстрактного искусства, лидер такого его направления как супрематизм. Свои взгляды он изложил в нескольких книгах, которые были изданы в Витебске – «Супрематизм» (1920) и др. Последователем принципов К.Малевича был М.Суэтин. Оба художника оставили заметный след в истории искуства Витебска, раскрашивая в 1919 – 1920 гг. стены этого города огромными супрематическими композициями.

Важный след оставил Витебск в жизни авангардист и примитивист М.Шагал, многие сюжеты картин которого были навеяны воспоминаниями о старом дореволюционном Витебске – «Над Витебском», «Улица в Витебске», «Витебский проповедник», «Автопортрет перед мольбертом», «Портрет брата Давида с мандолиной» (все – до 1914), «Прогулка» (1917-1918) и др.

В 1920-1930-е гг. центральное место в живописи занимали исторический и бытовой жанр, которые официально признавались ведущими, способными полноценно отразить революционное прошлое и пафос установления современной мирной жизни. К бытовому жанру обращается Ю.Пэн – «Швея», «Сапожник-комсомолец» (обе - 1925).

Значительное место в белорусской культуре междувоенного периода оставил Михаил Матвеевич Филиппович (1896-1947). Он едва ли не первым из отечественных художников обратился к национальным темам, отразил широкую понараму жизни деревни, традиционный её уклад, быт, обряды – «Сказачный сюжет» (1921-22), «Хоровод» (1921-22), «На Купалье» (1920-е), «Народное гуляние» (1921), «Весенний праздник» (1922) и др.

В 1920-х гг. начинается творчество Валентина Викторовича Волкова (1881-1964). Наиболее значительными его работами стали композиции исторического и бытового содержания – «Кастусь Калиновский», «Баррикады» (обе – 1923), «Молотобоец» (1926), «Плотогоны» (1927), «Передача опыта» (1937).

Популярными были бытовой жанр и композиции репортажного жанра, крупным представителем которого был Михаил Петрович Станюта (1881-1974) – «Стеклозавод» (1924), «Бетонщики» (1927), «Строительство университетского городка» (1928), «На стройке» (1928) и др.

Наиболее значительным представителем белорусского живописного жанра междувоенного периода является Владимир Николаевич Кудревич (1884-1957) – «Вечер», «Утро весны» (обе - 1924). Кудревич писал не только лирические произведения, но и гармонично включал признаки новой жизни – «Углубление реки Арессы» (1932), «Паром на Двине» (1934), «Баржи на Соже» (1937), «Электростанция на Двине» (1939), «БелДРЭС» (1940).

В искусстве Западной Белоруси, входившей в 1921-1939 гг. в состав Польши, наиболее заметный след оставили художники П.Сергиевич, Я.Дроздович, М.Севрук. Важную роль в формировании художников в этой части Беларуси отыгрывал художественный факультет Виленского университета, в котором работал Ф.Рущиц.

Пётр Александрович Сергиевич (1900-84) создаёт несколько картин на темы истории Беларуси, в которых представляет знаковых сильных личностей – «Всеслав Полоцкий» (1931-32), «Калиновский среди повстанцев» (1935). Мужественных нескорившихся людей он отражает и в своих жанровых работах, что было весьма показательно для людей жившихв условиях национального и религиозного давления в условиях буржуазной Польши – «Пахарь» (1935), «Борьба с бурей. Гребец» (1940), «Дорогой жизни» (1934).

Михаил Константинович Севрук (1905-1979) писал в основном жанровые полотна, портреты и пейзажи. В работах «В поле» (1930), «На уборке свеклы» (1936), «Жатва» (1937), «У колодца», «Стрижка овец» (обе – 1939) он отражает незамысловатые эпизоды из жизни крестьян, но каждый из них приобретает более широкий смысл чем просто жанровая сцена, превращается в рассказ о высокородном труде.

Неутомимым собирателем и популяризатором отечественной культуры, преданным идеям национального возрождения был Язэп Нарцизович Драздович (1888-1954). Он писал станковые картины, зарисовки исторических мест и виды городов, портреты, деревенские пейзажи, создаёт рисунки для журналов и даже рисованные ковры. Отдельный раздел его работ – фантастические космические пейзажи и темы – «Тривеж» (1933), «Встреча весны на Сатурне» (1932), «Фантастический пейзаж» (1935), «Космос» (1940) и др. В 1940-е гг. он обращается к историческим темам – «Франциск Скорина. Прощание с родным Полоцком, или в свет за наукой», «Из света с наукой», «Типография Франциска Скорины в Вилне в 1525 году», «Всеслав Чародей в порубе под палатами киевского князя», «Погоня Ярилы» и мн. др.

Среди скульпторов Беларуси 1920-1930-х гг. выделятся несколько наиболее ярких имён, творчество которых продолжилось и в послевоенное время – А.Грубе («Лирник»,1925 г., «Раб» 1928 г., «Тачечник. Труд» 1928 г. и др.), А.Бембель (рельефы в Доме правительства в Минске, 1936 г.), З.Азгур (скульптурные портреты) и др.