Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Хоруженко.docx
Скачиваний:
13
Добавлен:
22.09.2019
Размер:
84.22 Кб
Скачать

2. Классификации вспомогательных исторических дисциплин.

В 1990 г. С.М.Каштанов предложил общую классификацию вспомогательных исторических дисциплин, разделив их на три типа:

1) дисциплины, имеющие определенный однородный объект исследования (источники одного

рода, вида или разновидности);

2) дисциплины, изучающие отдельную сторону источников разных родов, видов и разновидностей;

3) дисциплины, изучающее не источники как таковые, а на базе источников разных видов какой-то круг вопросов, связанных единством предмета.

К первому типу автором были отнесены для примера нумизматика, бонистика, фалеристика, векселлология, филокартия, ко второму – палеография, эмблематика, к третьему –хронология, метрология, генеалогия3.

3. Междисциплинарные связи вспомогательных исторических дисциплин.

Источниковедение пользуется вспомогательными историческими дисциплинами как методом.

Соотношение с гуманитарными и смежными дисциплинами: математическая и историческая хронология; историческая и математическая метрология; историческая география и география; анамастика (история названий и имен) и филология; химический, спектральный, радио-углеводный анализы.

Любая вспомогательная историческая дисциплина сопоставляет свои наблюдения с наблюдениями других смежных дисциплин и развивается во взаимодействии с ними. Так, палеография тесно связана с хронологией. Знание палеографии помогает прочесть буквенные изображения цифр, а палеографические наблюдения над материалом для письма, знаками графики, украшениями могут служить косвенным доказательством точности датировки. Без палеографических навыков трудно прочесть надпись на камне, старинной монете или печати, а особенности графики букв могут приблизительно указывать на время их появления. В этом плане нумизматика, сфрагистика, эпиграфика связаны с палеографией. Генеалогия тесно связана с хронологией, без данных которой невозможно проследить родословную. Изображение гербов на печатях и монетах сближает сфрагистику и нумизматику с геральдикой. Генеалогия тесно связана с ономастикой, а область денежно-весовых систем метрологии – с нумизматикой. Археография тесно связана с палеографией, так как разрабатывает методы передачи архивных текстов. Связь между вспомогательными историческими дисциплинами говорит о необходимости комплексного использования их методик и сопоставления выводов каждой из них.

Каково соотношение источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин? Задачи и исследовательские приемы источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин переплетены и взаимосвязаны. Но источниковедение, занимающееся классификацией источников, разрабатывающее комплексную методику всесторонней внешней и внутренней критики источника и анализирующее всю их совокупность, шире любой из вспомогательных исторических дисциплин, поскольку каждая из них ограничена «своим» объектом исследования и «работает» своими методами. Выводы же любой из вспомогательных исторических дисциплин в совокупности используются в источниковедческом анализе для определения как происхождения, так и содержания источника.

Углубление теоретических вопросов и на их основе частных методик вспомогательных исторических дисциплин привело к тому, что они стали решать не только традиционные задачи источниковедческой критики, но и давать материал для выводов в области социально-экономической, политической и культурной истории. Например, наблюдения над графикой букв в палеографии помогли в решении вопроса об уровне развития письменности, образованности и специфике работы государственных учреждений; водяные знаки, служившие в палеографии средством датировки бумаги, рассматриваются как показатель технологии бумажной промышленности и культурных связей. Печати, сохранившиеся в отрыве от документов, служат материалом для выводов об эволюции государственного аппарата и древних государственных институтов, а монеты и монетные клады используются для характеристики уровня товарно-денежных отношений и рыночных связей. Знание метрологических единиц помогает уяснению тяжести фискального обложения, объема сельскохозяйственного производства и т. д. Генеалогия имеет значение для выводов о характере экономических и политических отношений, социальной структуры общества, а примыкающая к ней система социального этикета раскрывает определенные социальные отношения. Ономастика позволяет глубже раскрыть демографические процессы.

Важной особенностью всех ВИД является их ярко выраженная полидисциплинарность. В научной литературе уже не раз подчёркивались их многообразные взаимосвязи между собой и кроме того, что особенно важно, с другими гуманитарными и не-гуманитарными науками. Совершенно очевидно, что мы не можем успешно заниматься исследованиями в области хронологии, ничего не понимая в астрономии, или геральдикой, не имея хотя бы общего представления об истории изобразительного искусства. Методы ВИД продуктивно используются в различных, зачастую далёких от исторического дискурса науках, и это позволяет различить контуры некоторого синтеза, существенно обогащающего обе «стороны». Одним из примеров такой «пограничности» может служить генеалогия, чьи методы активно применяются в генетике человека, как и методы генетики результативны при решении генеалогических вопросов2. Начало этому взаимодействию было положено в своё время в рамках евгеники, вообще мыслившейся рядом выдающихся учёных (таких, например, как Н.К. Кольцов) как область возможного синтеза наук ради достижения общей, практической позитивной цели. Методическая и предметная «взаимопроникаемость» – ещё один признак относительного единства ВИД.

Но главное, в современной познавательной ситуации значение ВИД в контексте гуманитарного знания становится совершенно иным и приобретает абсолютно иной, можно сказать, универсальный характер. В самом деле, ВИД занимаются столь существенным пластами истории культуры, сориентированы на столь фундаментальные культурные универсалии, что вполне способны и должны, стать азбукой и для любого учёного-гуманитария в целом, независимо от его узко-специальной принадлежности. Так, без хронологии, метрологии и исторической географии невозможно представить себе модель мира в той или иной культуре, восприятие времени и пространства3; без изучения генеалогии и систем родства нельзя понять организацию общества, не говоря уже о таких важнейших культурных явлениях как письмо, счёт, всякого рода эмблематические системы и т.д. В этом отношении ВИД вполне сопоставимы с другой областью некогда прикладного исторического знания – источниковедением, обретающим в настоящее время такой же универсальный для всего гуманитарного знания характер4. То, что объединяет ВИД – это, вне всякого сомнения, понятие «культура», образами, символами и моделями которой они по сути своей и занимаются.