Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Заруба.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
22.09.2019
Размер:
270.34 Кб
Скачать

13. Эстетизм о. Уайльда в романе «Портрет Дориана Грея».

О.Уальд жил в обстановке социального и идеологического кризиса английского буржуазного общества конца века. Уайльд об эпохе: ограниченный и пошлый век с его грубо-чувственными утехами и грубо-примитивными стремлениями» «век безнравственности и низменных страстей». остается на страницах романа аристократам, бесцветным личностям средних лет, «безвкусно одетым женщинам», и в целом всей британской нации. В произведении набросок изменений в сознании и поведении человека, которые станут характерными для людей 20 века.

Основные тезисы теории: Отрицая буржуазность и практицизм ищет новые формы в жизни, искусстве. Красота самоценна. Искусство не имеет цели: не зачем, а как?! Всякое искусство бесполезно. Искусство как зеркало отражает художника, а не жизнь. Критик – заказчик и должен быть впереди искусства. Если говорить о форме, — прообразом всех искусств является искусство музыканта. Если говорить о чувстве — искусство актера. Искусство лжи – это правда и жизнь. Жизнь подражает искусству. Искусство идет от мифа, воображение, не выражает ничего, кроме себя. не искусство отражает природу, а наоборот, – природа является отражением искусства. «Природа вовсе не великая мать, родившая нас, – говорит он, – она сама наше создание. Лишь в нашем мозгу она начинает жить».

(+основные тезисы Уайльда сказаны в предисловии к роману)

предисловие и сам роман как бы ведут между собой своеобразный диалог, в ходе которого согласия и противоречия чередуются.

Портрет Дориана Грея»(1890) – продажа души дьяволу – портрет будет все таким же прекрасным ,а ты –нет (Дориан хочет все наоборот-исполнилась мечта).

Обладая хорошими задатками Дориан Грей все-таки сын своей эпохи, своего класса, с соответствующим воспитанием.Он легковесен и поверхностен (его так характеризуют), отказывается от всего, что требует усилий.

ЧЁ-каво: В истории красивого молодого человека Дориана Грея, послужившего моделью художнику Бэзилу Холлуорду для его лучшего портрета, а затем ставшего под влиянием проповедника гедонизма лорда Генри Уоттона неисправимым себялюбцем и безразличным к морали искателем удовольствий, скатившимся на путь порока, – в этой истории все вполне правдоподобно и укладывается в рамки достоверности. Фантастично то, что человек и портрет как бы поменялись ролями: Дориан Грей на протяжении восемнадцати лет остается внешне неизменным, а тяжкую функцию старения принимает на себя картина, на которой время, страсти и пороки оставляют свои следы.

Деградация искусства впрямую связана с упадком высокого искусства лжи, иллюстрируется и доказывается в романе эволюцией актрисы Сибиллы Вейн. Не ведавшая, что такое любовь, девушка прекрасно фантазировала на сцене, «лгала», играя. Полюбив Дориана, переживает резкий "упадок искусства лжи", в результате чего с ней как с актрисой происходит трагическая метаморфоза: она начинает играть из рук вон плохо. Она говорит: то искусство – только бледное отражение подлинной любви, и Дориан жестоко обрывает ее: "Без вашего искусства вы – ничто!". И ее смерть трактуется в эстетическом ключе: лорд Генри находит, что она сыграла свою последнюю роль(самоубийство): «Эта девушка, в сущности, не жила – и, значит, не умерла». Дориан соглашается и с такой же легкостью заявляет: "Она снова перешла из жизни в сферы искусства" -– Сцена с Сибилой – поворотный момент романа. Дориан любит не ее (актриса), а ее героинь, не ценит ее любовь, и когда девушка открывает сердце ему ,а не театру – она Дориану не нужна. Возможные отношения с Сибиллой – это шанс для Дориана вернуться к чистым помыслам, вернуть душу. Не пользуется возможностью, девушка самоубивается. Этот эпизод – рубеж ,когда бессознательный эгоизм и индивидуализм юноши становиться его жизненной программой, основой отношении с окружающим миром: пусть портрет несет бремя позора.

Передав все основные духовные функции портрету, герой заполняет пустоту сердца: ищет новую философию жизни, новый гедонизм, стремиться играть значительную роль в жизни, то увлекается католицизмом, мистицизмом, драгоценными камнями.

Все это не ведет его к раскаянию.

К концу жизни приходит к мысли, что жизнь – сплошное разочарование и даже пытается стать лучше – но там не искреннее желание, а удовлетворение амбиций (не обесчестил деревенскую девушку. Но тоже ей напакостил – она никогда не найдет деревенского парня с такими хорошими манерами, всех будет презирать).

Дориан карается только тогда, когда поднимает руку на прекрасное – на произведение искусства. Искусство как воплощение прекрасного вечно, и потому погибает герой. + Мертвый человек, лежащий на полу, опознан его слугами лишь по кольцам на руках: "лицо у него было морщинистое, увядшее, отталкивающее" – антиэстетичен, несет наказание за преступления.

Куча мотивов: Пэлем, или Приключения джентльмена", "Шагреневая кожа", «Фауст»+ та самая "отравляющая книга", которую дарит юному Дориану лорд Генри. Название этой книги не приводиться, но это роман Гюйсманса "Наоборот".

Цитаты:

Художник Бэзил: «я боюсь, что портрет выдаст тайну моей души.»

Гарри: ««Совесть» — официальное название трусости, вот и все.»

Гарри-Грею: «великий секрет жизни: лечите душу ощущениями, а ощущения пусть врачует душа.»

«Захлебываясь бурными слезами, она корчилась на полу, как раненое животное, а Дориан Грей смотрел на нее сверху с усмешкой высокомерного презрения на красиво очерченных губах. В страданиях тех, кого разлюбили, всегда есть что-то смешное. И слова и слезы Сибилы казались Дориану нелепо-мелодраматичными и только раздражали его.

Дориан: «Почему я страдаю не так сильно, как хотел бы? Неужели у меня нет сердца?»

— Ну, я ухожу, — сказал он наконец спокойно и громко. — Не хотел бы я быть бессердечным, но я не могу больше встречаться с вами. Вы меня разочаровали.»

«Вы имеете на людей удивительное влияние, так пусть же оно будет не вредным, а благотворным. Про вас говорят, что вы развращаете всех, с кем близки…»

Дориан-Бэзилу: «вы тогда льстили мне, вы научили меня гордиться моей красотой. Потом вы меня познакомили с вашим другом, и он объяснил мне, какой чудесный дар — молодость, а вы написали с меня портрет, который открыл мне великую силу красоты.»