Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Воспитание.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
20.09.2019
Размер:
87.04 Кб
Скачать

10. Эфебия

В восемнадцать лет афинянин выходил из юношеского возраста и вносился в общий список граждан. С этого времени он становился граждански и политически полноправным человеком. Тем не менее, в течение двух последующих лет он подлежал отбыванию в стане эфебов; освобождались от этого только несостоятельные люди.

Эфебия была государственным учреждением: ее устав целиком исходил от сената или от народа; ее главные чиновники были городскими должностными лицами, а высшая власть над нею принадлежала стратегам.

Очень возможно, что до македонской эпохи эфебам давалось только военное образование. В надписях часто повторяются указания, что эфебы выступили из города в лагери. Одной из целей этих прогулок за пределы Афин должна была быть безопасность деревень и надзор за дорогами; они были как бы подвижной жандармерией, а в то же время приучались владеть оружием и переносить утомление.

Подробностей мы не знаем, но Ксенофонт и Платон дают нам картину этой жизни на чистом воздухе. «Пусть они рыщут по полям, пусть охотятся в горах, пусть приучаются переносить голод; кто ничего не убил, будет есть только какие-нибудь травы»; спали они там, где их захватила ночь, и, завернувшись в плащ, ждали восхода солнца.

Платон высказывает пожелание, чтобы молодые люди обучались тактике, маршировке, военным передвижениям и искусству устраивать лагери. Это, конечно, и было главной целью таких экскурсий, когда эфебы носили наименование περίπολοι. Их приучали обращаться с военными машинами, в частности с катапультой, метать дротик и пользоваться кестром. Их отправляли на государственные корабли и указывали им правила морского искусства.

Кроме космета, который являлся начальником эфебии, в число учителей этой коллегии входили: пайдотриб, ведавший все физические упражнения; гопломах, или учитель фехтования; аконтист, обучавший метать диск; афет, или учитель, преподававший, как обращаться с метательными машинами; токсот, который обучал стрельбе из лука. До тех пор, пока Афины сохраняли свободу, в эфебе видели не столько будущего гражданина, сколько будущего воина.

11. Клятва эфебов.

В первый год пребывания в эфебии, в месяце Боедромионе эфебы с оружием в руках являлись в храм Аглавры2 и там в присутствии членов своих демов приносили такую клятву:

«Клянусь никогда не позорить это священное оружие, никогда не покидать своего места в битве. Один ли, со всеми ли вместе я буду сражаться за своих богов и за свой очаг. Я оставлю после себя свое отечество не уменьшенным, но более могущественным и более крепким. Я буду повиноваться приказаниям, которые продиктует мудрость должностных лиц; я буду подчиняться и тем законам, которые находятся в силе в настоящее время, и тем, которые будут постановлены народом. Если кто-нибудь захочет ниспровергнуть эти законы или не будет повиноваться им, я не потерплю этого и буду сражаться за них один или вместе со всеми. Я буду почитать предков моего отца. Беру в свидетели Аглавру, Эниалия, Ареса, Зевса, Фалло, Авксо и Гегемону».

12. Эфебы вне службы.

В V и IV столетиях эфебы не были расквартированы по казармам; они могли жить, где им угодно. Некоторые из них жили в Афинах, другие — в окрестных демах, собираясь вместе только, когда их созывали. В промежутках между этими созывами они, как обыкновенные солдаты, были свободны и могли заниматься своими делами и употребляли время по своему усмотрению. Вне службы они продолжали вести привычный им образ жизни, деля время между уроками и дорогостоящими развлечениями. Собираясь по временам большими компаниями на шумные пирушки, они назывались шутливыми прозвищами и наводили ужас на мирных граждан своими странными выходками и презрением ко всему общепринятому. Многие из них посещали гимназии, которые служили в IV веке местом свидания изящного общества. Появление в гимназиях доказывало, что человеку нечего было делать, что он не имел нужды зарабатывать себе средства к жизни; это свидетельствовало также, что у него были большие связи.

Посещение гимназий становилось аристократической привычкой в особенности благодаря тому, что там можно было получить философское образование. Но не все имели возможность воспользоваться этим, потому что такое образование обходилось очень дорого.