Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
11-18.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
19.09.2019
Размер:
36.05 Кб
Скачать

13. Судьба сочетаний типа *tъrt в истории русского языка. Вопрос о втором полногласии и его истоках.

В сочетании редуцированных с плавными в положении между согласными (TъrT, TьrT, TъlT) ъ и ь всегда находились в сильн. позиции и процессе падения редуц. прояснялись в гласные полного образования ([ъ] в [о], [ь] в [е]), например, др-рус. т ъргъ – рус. торг.

Прояснение редуцированных в сочетаниях типа TЪRT отражается в памятниках письменности начиная с 12 в., т.е. когда в текстах появляется отражение прояснения сильных редуцированных в других позициях.

Помимо основного рефлекса для вост-слав. Языков, в северо-западных рус. говорах (псковск., новогород., ладого-тихвинск., онежск.), северносмоленских говорах представлен еще один рефлекс сочетаний типа TЪRT. Его называют вторым полногласием, т.к. гласные одинакового качества стоят с обеих сторон от плавного: сéреп (или серёп).

Существуют различные концепции происхождения второго полногласия. Основная – связь появления 2го полногласия с теми рефлексами праславянских сочетаний *TъrT, *TъlT, *TьrT, *TьlT, которые были представлены на территории распространения древнепсковского и смоленско-полоцкого диалектов и в которых после плавных появлялся эпентетический (вставной) гласный. Этот гласный был того же качества, что и гласный перед плавным. Н-р: прастав. *tǔrgǔs ˃ tъrgъ ˃ tъrъgъ. В процессе пад. ред. первый гласный в получившихся сочетаниях всегда вес себя, как сильный редуцированный, т.е. прояснялся как гласный полного образования. Второй гласный (эпентетический) подчинялся законам, по которым изменялись обычные редуцированные: если он был в сильной позиции – прояснялся, если в слабой – исчезал. Поэтому в современных северо-западных говорах представлены парадигмы типа верёх – верха –верху. Здесь в Им.п. вставной редуц. был в сильной позиции и прояснился, а в косвенных падежах оказывался в слабой позиции (перед гласн. полн. образования) и исчезал.

В СРЯ из диалектов проникло несколько словоформ с эффектом 2го полногласия: веревка (в др-рус. вьрвь), бестолочь (в др-рус. тълкь). В северо-зап. Говорах много таких примеров: жерёдка, чёлон, четвéрег, шерёстка, скáтереть. Есть случаи, когда гласный полного образования из вставного редуцированного «незаконно» проявился в формах, где фонетич. условий для этого не было. Это произошло под влиянием аналогии: жередочка возникло под влиянием жередь.

14. Судьба сочетаний типа *trъt в восточнославянских диалектах.

В сочетаниях TrъT, TrьT, TlъT, TlьT редуцированный стоял после плавного.

В этой позиции он всегда (и сильный, и слабый редуцированный) прояснялся в гласный полного образования: гръмъ, дръжати – гром, держать. Возможные объяснения регулярного присутствии гласного полного образования на месте слабого редуцированного:

  1. Ред-й в слабой позиции не выпадал, т.к. иначе образовалось бы сложнопроизносимое сочетание согласных.

  2. Это объяснение допускает исчезновение редуцированного, следовательно, неизбежное образование слогового плавного. Сл. плавн. нехарактерны для русского языка, поэтому слоговость преодолевалась вставкой гласного после плавного: [bḷxa] ˃ [bloxa].

Именно через ступень слогового плавного осуществили свое развитие сочетания типа TRЪT в говорах, которые стали основой украинского и белорусского языков. В этих языках в слабом положении после плавных на месте редуц-х представлены [ы], [i]: прасл. *krъv- , укр. кривáвий, белорус. крывáвы, рус. кровавый.

В рус. яз. есть 2 возможных пути развития сочетаний типа TRЪT:

  1. Плавный не был слоговым, а происходило прояснения гласного, не выпавшего с другими редуцированными. Это доказывается тем, что в РЯ на месте слабого [ъ] всегда представлен [о], на месте слабого [ь] – [е].

  2. Редуцированный все-таки выпадал, оставляя после себя слоговой плавный. В РЯ есть слово Псков и разговорно-диалектная форма окстись. Они произошли от др-рус. пльсковъ, окрьстити сѧ, где слабый редуц. выпал, образовался слоговой плавный, который не удерживался и тоже выпадал.

15. История звуков [ў] и [ĭ] редуцированных в русском языке.

Эти звуки называются напряженными редуцированными, на письме обозначались буквами ы и и: добрыи [dobr ўjь] из *dobrь + *jь, синии [s·in·ĭjь] из *sinь + *jь.

Напряженные редуцированные в слабых позициях, как ъ и ь, утратились. В памятниках письменности это отразилось так: вместо буквы и пишется изредка буква ь: съборотью. Такие написания становятся обычными к 15 в.

Напр. ред. в сильных позициях изменялись в гласные полного образования, в разных частях вост-слав. территории изменения были разными. В северо-восточн. областях (основа для русского языка) рефлексы напряж. ред-х совпали с рефлексами [ъ] и [ь], т.е. сильный [ў] стал [о], [ĭ] стал [е]: слѣпыи˃слепой, людии˃людей.

В юго-западн. части восточнославянской территории (диалекты, легшие в основу украин. и белорус. яз., рус. говоров – смоленск., южнопсковск., брянск.) [ў] и [ĭ] сохранили свое качество и совпали с соотв. гласным полного образования: [ў] с [у] (ы), [ĭ] – c [i]: др-рус. мыю, укр. мию, белор. мыю, западно-рус. диалект мыю, СРЛЯ мою.

Также [ў] в восточнобелорусск. говорах, на территории псковск. и смоленск. диалектов и в Прионежье есть рефлекс [е]: молодэй.

В древнепсковском ареале древненовгородского диалекта были представлены все три варианта развития [ў] – [у], [е], [о]. В восточноновгородском ареале только [о].

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]