Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
СП 54-105.doc
Скачиваний:
34
Добавлен:
19.09.2019
Размер:
498.69 Кб
Скачать

71. Религиозное правосудие в мусульманской правовой системе.

Заслуга в разработке основ организации и деятельности шариатских судов принадлежит мусульманской правовой доктрине, которая традиционно уделяла особое внимание этой проблематике.

Особое место в регулировании имущественных отношений принадлежит институту гражданского права вакуфу. Вакуф — это собственность, чаще всего недвижимая, отказанная государством или частным лицом на религиозно-благотворительные цели. По мусульманскому праву, лицо, отдавшее вещь в вакуф, теряло право собственности на неё, но сохраняло за собой право выступать в качестве управляющего вакуфа (мутавали). Имущество, завещанное в пользу религиозного учреждения, по мусульманскому законодательству считалось собственностью этого учреждения. Оно не могло быть объектом купли-продажи, дара или завещания. Не подлежало и государственному обложению. Мусульманское право не знает торгового права в качестве самостоятельной отрасли, однако уделяет внимание разным формам коммерческих

Кроме указанных отраслей в мусульманской системе права имеются:

1) «властные нормы» — система норм, регулирующих сферу государственно-правовых и административно-правовых (в том числе финансовых) отношений;

2) судебное право — система норм, регламентирующих порядок создания, функционирования и компетенцию органов, призванных осуществлять правосудие — религиозных судов кади, судов полицейской юрисдикции, юрисдикции инспектора рынка, юрисдикции справедливости халифа или его представителей;

3) международное право (сийар) — система норм, регулирующая как взаимоотношения мусульманского государства на международном уровне, так и между мусульманами в пределах страны. Это не только регламентация вопросов войны и мира, но и отношений мусульманской общины с представителями иных религий, правовых статусов разных групп населения в зависимости от их отношения к исламу. Нормы международного права обеспечиваются наравне с иными внутригосударственными нормами одними и теми же средствами.

В каждой из этих отраслей права юридические нормы переплетены с религиозными нормами.

«Властные нормы» (отрасль государственного и административного права) требуют, чтобы правитель был мусульманином. В число полномочий главы государства входит защита интересов ислама и контроль над выполнением правоверными религиозных обязанностей.

Судебное право (в том числе процессуальные правовые отрасли) включает нормы о возможности только мусульманина занимать должность судьи. Доказывать свою невиновность можно принесением клятвы именем Аллаха. В отдельных случаях (при обвинении мужем своей жены в супружеской неверности) достаточно свидетелю-мусульманину дать религиозную клятву, чтобы её признали юридическим фактом. При вынесении решения судья может руководствоваться нормами мусульманского права, разработанными различными мусульманскими правовыми школами, что дает ему свободу широкого усмотрения.

Международное право имеет в своей основе религиозную идею о существовании двух «миров» — «мира ислама» и «мира войны». В соответствии с ней регулируются международные отношения. Внешняя политика ориентируется на «мир ислама» и основана на «мусульманской солидарности», состоящей в защите интересов всех мусульман, включая и проживающих в других государствах. «Институт джихада», который до сих пор не утратил своего значения, требует вести войну с отступниками ислама или «неверными», которые выступают против мусульман.

В XXI век мусульманские страны вступают с системой отработанных (с разной степенью совершенства содержания и механизма реализации) отраслей и подотраслей права — уголовного, брачно-семейного, наследственного, обязательственного, права собственности, системы судоустройства и др. Ныне активно развиваются такие отрасли права как конституционное, административное, судебное, международное. У этих отраслей права разная степень обремененности религиозными мусульманскими канонами: больше — в личном и семейном праве, меньше — в уголовном и фискальном.