Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kurs_lektsy_svedennyy.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
18.09.2019
Размер:
2.34 Mб
Скачать

§ 2. Теоретические источники науки уголовного права. Связь с другими смежными отраслями знаний.

Каждая наука, развиваясь во времени, преодолевая один за другим рубежи непознанного, накапливает при этом ценнейший теоретический материал. Не все слагаемые этого материала проходят проверку временем и жизнью, она отсекает все поверхностное, надуманное, субъективное и кристаллизует подлинные крупицы знаний. Эти крупицы добывались многими поколениями ученых-криминалистов как в нашей стране так и за рубежом, теоретическим источникам науки уголовного права относятся основные уголовно-правовые доктрины, а также уголовно-правовые акты, принимаемые различными государствами.

Наука уголовного права зарождалась в период ХVII-ХVIII веков в странах Западной Европы. По началу это были отрывочные бессистемные знания, полученные на основе суждений философов-гуманистов буржуазной эпохи о законах, о преступлениях и наказаниях. Так, известный гуманист Монтескье в своем трактате "О духе законов", написанном в 1748 году, развивал идеи о том, что уголовной каре подлежат одни лишь внешние действия, а не мысли и убеждения; он указывал на необходимость осуществления твердой законности при отправлении правосудия. Монтескье считал, что свобода и обязанности граждан в значительном мере зависят от характера и качества уголовных законов, и поэтому люди должны ­проявлять неустанную заботу об улучшении правосудия. Вопросы уголовного права получили отражение в работах другого известного философа Франсуа-Мари Вольтера. Два произведения Вольтера - "Комментарий к книге о преступлениях и наказаниях" и "Награда за справедливость" представляют собой наиболее глубокое обобщение уголовно-правовых взглядов того времени. Вольтер, выступая против вмешательства церкви в правосудие, пришел к выводу о том, что уголовное право должно быть основано на принципе общественной пользы, а не на принципе возмездия.

Наиболее полно демократические принципы уголовного права были сформулированы и обоснованы в трактате Чезаре Беккария "О преступлениях и наказаниях", вышедшем в 1764 году в виде небольшой брошюры, состоящей из 47 параграфов. В своей работе автор обосновал важнейший принцип демократического правосудия - равенство всех перед законом, недопустимость применения наказания за деяния, прямо неуказанное в законе как преступление. Работа имела огромный успех, она была переведена на все европейские языки и оказала определенное практическое воздействие на уголовное законодательство ряда стран. Так, император Пруссии Фридрих II под впечатлением прочитанной книги издал значительно смягченный уголовный кодекс. Проблемы уголовного права рассматривались и в трудах ученых, которые нам более известны как философы - И. Кант, Г.-Ф. Гегель, И.-Г- Фихте, и др.

Одним из наиболее ярких представителей науки уголовного права на рубеже ХVIII-ХIХ веков был Ансельм Фейербах. Он имел ученые степени доктора философии и доктора права. Император России Александр I приглашал А. Фейербаха для разработки Уголовного Уложения. В работах А. Фейербаха получила свое законченное оформление одна из значительных доктрин в уголовном праве - классическая школа.

В основе этого направления в науке уголовного права лежит представление его последователей о формах борьбы с преступлениями. Классическая школа отдает предпочтение чисто юридическим формам и путям моделирования уголовного правового запрета.

Заслугой классической школы является разработка основополагающих понятий и институтов - Общей части уголовного права, преступления и наказания, состава преступления, учения о вине, стадиях совершения умышленного преступления, соучастии и т.д.

К заслуге классической школы можно отнести обоснование принципа субъективного вменения, суть которого заключается в том, что во внешнем проявлении акта человеческого поведения необходимо устанавливать признаки вины, виновного причинения вреда.

Анализируя и приведя в стройную систему уголовно-правовые понятия, классическая школа достигла в этом направлении значительных результатов.

Большую заслугу классической школы составляет разработка вопросов о наказании. Наказание как средство юридического воздействия на преступника представлялось универсальным средством.

Все теории наказания в классической школе уголовного права условно делятся на две группы:

- абсолютные теории наказания;

- относительные теории наказания.

В абсолютных теориях наказание предстает как абсолют справедливости. Вопрос о целях наказания не рассматривается, поскольку совершением преступления преступник открывает возможность применения к самому себе наказания. Наказание рассматривается лишь как возмездие, не ставящее перед собой никаких внешних целей, оно исчерпывается восстановлением нарушенной справедливости (И. Кант, Г. Гегель). Относительные теории наказания исходят из постулата, что наказание назначается для того, чтобы не совершалось новое преступление. Представители этих теорий выработали и обосновали важнейшую проблему этого института – проблему целей наказания.

К целям наказания относятся общая и частная превенция, или предупреждение. Эта теория представлена такими именами как А. Фейербах и др.

Классическая школа создала также юридическое учение о преступлении, важнейшие понятия которого были получены в результате логико-догм­атич­еского анализа "правовой запрет-индивид".

Исследуя первую часть данного отношения, классическая школа создала теорию объекта преступления, где трактует о наличности юридической нормы как необходимого условия преступления, о влиянии на преступление свойств юридического блага, ­о всевозможных причинах, уничтожающих противозаконность деяния: необходимая оборона, крайняя необходимость и т.д..

Анализируя вторую часть указанного отношения (индивид), классическая школа построила теорию субъекта преступления, где излагаются вопросы вменяемости, исследуются причины, уничтожающие способность к вменению и т. д.

Рассмотрение этого отношения в его единстве - образует теорию преступного деяния, которая распадается на два раздела: внутреннюю сторону преступления (субъективную) и внешнюю (объективную).

В первый раздел входят вопросы вины и ее форм (умысел, неосторожность), во втором разделе трактуются вопросы о стадиях преступной деятельности (приготовление, покушение, оконченное преступление), о формах, средствах, обстановке преступления и т.д.

Все эти вопросы рассматривались классической школой под углом зрения закона, т.е. их не интересовало, например, реальное развитие события преступления, а лишь то, что можно было заключить из анализа законодательного материала.

Такой несколько абстрактный подход через определенное время привел к кризису классической школы уголовного права.

И уже в середине XIX века безупречность теоретических построений классической школы подверглась сомнению. Произошло это благодаря организации систематического сбора статистических сведений о преступлениях, который позволил ­сделать некоторые выводы о свойствах преступлений, руководствуясь не только общими р­ассуждениями, ­но и точными данными. Первыми исследователями э­того направления были Дюкпетьо, Кетле,­ Ферри. Наиболее известен А. Кетле, которого называют "отцом ­моральной статистики ".

Другим серьезным фактором, повлиявшим на подрыв устоев классический школы, стал рост преступности. Ученые-­криминалисты все чаще обращались к данным уголовной статистики и не могли не задумываться над небывалым ростом преступности и видели ­все увеличивающийся разрыв между схоластическими рассуждениями науки­ и реальными запросами жизни, нуждающиеся в описании преступности и рекомендациях по ее снижению.

Классическая школа уголовного права весьма плодотворно развивалась учеными-­юристами России.

Наиболее виднейшими представителями этого направления являются Н.С. Таганцев, С.­В. Познышев, Н.А. Неклюдов и др.

Выдающуюся роль в развитии идей классической школы и науки уголовного права в целом сыграл Николай Степанович Таганцев, который был к тому же и государственным деятелем - входил в состав Государственного Совета Российской ­империи. По работам Н.С. Таганцева (наиболее известен ­его Курс лекций ­по уголовному праву) учились многие поколения юристов России.

В конце Х­Х века ­в науке уголовного права оформилось еще одно направление,­ получившее название "социологической школы уголовного ­нрава".

Представители этой школы вдохнули жизнь в некоторые догмы науки, соединив идею социальной обусловленности человеческого поведения с уголовным правом как системой предписаний для поведения.

Наиболее видными представителями социологической школы были Франц Лист (Германия), Адольф Принс (Бельгия). В Роосии идей социологической школы ­придерживались М.Б. Дуковский, И.Я. Фойницкий, М.­Н. ­Гернет, П.­И­ Люблинский, ­ ­ А.А. Пионтковский, А.Н. Трайнин и др.

Одним из важных вопросов, изучавшихся ­учеными-социологами, бы­л вопрос о причинах преступности. В рамках этого вопроса была разработана теория ­факторов, влияющих на преступность­. Эти факторы подразделяются на три большие группы 1) физические;­ 2) социальные, 3) индивидуальные­.

Под физическими понимались географические, климатические, метеорологические и другие условия.

Группу социальных факторов составляли безработица, низкий жизненный уровень, проституция, бродяжничество и т.д.

В группу индивидуальных факторов включались пол, возраст, наличие психофизических особенностей и т.д.

Определяющими ­из всех трех ­­групп считались ­­социальные факторы. Изучая воздействие асоциальной ­среды на преступность, социологическая школа выделяла в ней широкий круг­ явлений. ­Большой заслугой в связи с этим является изучение этой школой взаимосвязи экономики с преступностью.

На почве экономических контрастов (нищета ­большинства и богатство немногих) создается ­благополучная ­атмосфера ­для различных эксцессов, в том числе и преступлений. Много внимания представители соц­иологической шк­олы уделяли ­анализу таких ­явлений, как промышленные кризисы, неурожай и ­связанные ­с ними безработица и рост цен на продукты питания.

Отдавая предпочтение социальным факторам, социологическая школа не оставила без внимания и индивидуальные факторы преступности. Все индивидуальные факторы подразделяются ­на -­ а) прирожденные, б) случайные, в) приобретенные. Отсюда и деление ­преступников на 3 типа:

1) прирожденные 2) случайные 3) привычно-­исправимые и неисправимые.

С вопросом о типе преступника тесно связана ­концепция т.н. "опасного состояния личности''­ Согласно этой концепции, человек может представлять для общества опасность по своим индивидуальным психофизическим особенностям, ­причем эта опасность существует до и независимо от совершения этим лицом преступления.

"Социологи'' полагали, что социальная ­опасность лица, совершившего преступление, зачастую бывает значительно выше, чем само преступное деяние, поэт­ому представители социологической школы полагали, что наказывать такое ­лицо за правонарушение, не принимая во внимание постоянных свойств деятеля, ­может быть приемом совершенно иллюзорным.

Для выбора целесообразных мер нужно обращать большее внимание на постоянное состояние индивида, чем на совершенный поступок. В общем верная постановка весьма важной в научном и практическом отношении проблемы выводила, к сожалению,­ на негодные средства ее осуществления.

Так "­социологи" предлагали отказаться от таких важнейших институтов уголовного права, как вина и вменяемость, приравнять малолетних и душевнобольных к вменяемым и обосновать применение репрессивных мер в отношении лиц, в действиях которых не усматривалось вины. Эта концепция позволяла признать лиц. не совершивших правонарушение, социально опасными и на этом основании применить к ним репрессивные меры вплоть до длительной строгой изоляции от общества.

Теория "опасного ­состояния" была весьма популярна у представителей левого крыла социал-демократии, к которому ­относилась и партия большевиков. После революции 17-го года эта концепция на 20 лет прочно овладела умами советских юристов. Так, из уголовного ­права ­исчезло понятие "наказание" оно было заменено "мерами социальной защиты". При разработке и принятии УК всерьез обсуждались идеи об отказе от Особенной части УК и предоставлении ­ возможности судам самим определять преступность и наказуемость деяний­.

Менее радикальные "революционеры ­в уголовном праве" предлагали вывести ­за рамки Особенной части лишь санкции.

В связи с этим­­ можно ­сделать ­вывод о том, что концепция "опасного состояния" в первой половине XX века сослужила плохую службу обществу, поскольку она была чрезвычайно привлекательной для государств с тоталитарными режимами власти и обосновывала применение внесудебных репрессий в отношении инакомыслящих.

"Социологическая школа" в целом внесла значительную лепту в развитие уголовного права, расширив возможности этой отрасли, сделав ее более пластичной и гибкой. Так, например, выражением идей социологической школы уголовного права являются институты рецидива, судимости, условного осуждения, освобождения от ответственности и наказания и т.д.

Третья школа, развившаяся в лоне науки уголовного права, имеет больше криминологическое, чем уголовно­-правовое значение.

В основе появления "антропологической школы " лежат те же принципы, которые привели к кризису классическую школу уголовного права - рост преступности, уход представителей классической школы в теоретико-абстрактные рассуждения о преступлении и его составе.

Одним из виднейших представителей антропологической школы являлся врач-психиатр из Италии Чезаре Ломброзо (1835 - 1909). Подробное содержание этой школы изучается в курсе "Криминология", а мы отметим лишь следующее:

- как и некоторые концепции социологической школы, антропологическое направление в целом правильно поставило в науке уголовного права проблему личности преступника, которую до этой школы так глубоко не изучал никто;

- как и некоторые концепции социологической школы, выводы и положения антропологической привлекли радикалов ­другого крайне правого толка - фашистов в Италии, ­а затем­ ­нацистов в Германии (учение о преступниках как о низшей расе человечества).

- к чести и славе русской науки уголовного права, следует сказать, что идеи антропологической школы не нашли своих последователей в России.

Русские ученые-криминалисты отвергли псевдонаучный подход к изучению личности преступника, выразившийся в описании черепов, челюстей и ушей преступника.

Достаточно привести одну цитату из работы известного ученого и адвоката В.Д. Спас­овича: "если следовать указаниям г. Ламброзо, то преступника следует измерить, взвесить и ... повесить".

Подводя итог сказанному, следует отметить, что рассмотренные­ нами школы уголовного права по настоящий период уже на новом, качественном уровне продолжают развиваться. Опыт отдельных государств, отдельных правовых систем показывает, что следование только одной школе, не учитывая достижений и ошибочные выводов другой, приводит к серьезным перекосам в области уголовной политики, разработки и применения уголовных законов, а следовательно, ­и в борьбе с преступностью.

За последние 70 лет, т.е. период, который называют "советским", наука уголовного права достигла значительных успехов­.

Большой заслугой ученых и практиков явилось принятие в начале 60-х годов Основ уголовного законодательства и последующее­ принятие уголовных кодексов союзных республик. Эти нормативные акты были освобождены от некоторых застарелых догм, присущих сталинскому законодательству, например, ­исключен принцип аналогии.

Однако уголовное законодательство еще длительный период оставалось инструментом подчас одиозной уголовной политики, ­которая в свою очередь строилась ­на взглядах классиков марксизма-ленинизма на преступность, ее причины, ­перспективы развития в СССР.

От ученых требовалось подчас большое личное мужество, чтобы высказать и отстоять взгляды, ­не укладывающиеся в рамки официальной докт­рины.

Весьма значительным событием в конце 60-х начале 70-х годов стал выход в свет курсов уголовного права, подготовленных коллективом кафедры уголовного ­права ЛГУ (в пяти томах) и большим коллективом ученых ИГПАН и московских вузов (в шести томах). Два этих издания и по настоящее время остаются настольной книгой для ученых и практиков.

За это время и в системе вузов МВД сформировались мощные центры по изучению проблем уголовного права и криминологии.

С 1993 г. подготовку научных кадров по специальности 12.00.08 (уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право) начал осуществлять и Санкт-Петербургский юридический институт МВД России (сейчас – Санкт-Петербургский университет МВД России).

Наука уголовного права как отрасль знаний весьма тесно связана с целым рядом отраслей, которые также изучают преступность.

Такие науки как криминология, уголовно-исполнительное право, судебная статистика, криминалистика образуют в целом т.н. науки криминального цикла. Их объединяет общий предмет исследования -преступность как социальное явление.

Интеграция научных знаний об обществе находит свое выражение во взаимном обогащении отдельных отраслей науки казалось бы, сугубо специфическими методами. Так, например, в науке уголовного права весьма сложной и малоразработанной проблемой является установление и применение санкций. ­При изучении этого весьма важного вопроса в последнее время целым рядом ученых в области уголовного права была попытка предпринять ­­разработки ряда оригинальных методик с применением математических методов (С.В­. Бородин, А.П. Козлов и др.)

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]