Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5+История+суда.docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
13.09.2019
Размер:
83.21 Кб
Скачать

Тема «Особенности советского судоустройства в чрезвычайных условиях вов 1941-1945гг».

Вопрос 1.

В связи с особенностями военного времени стала задача провести реорганизацию существующей судебной системы, подчинив ее интересам защиты страны. Наиболее серьезные изменения были внесены в деятельность военно-судебных органов , чья компетенция в этот период была серьезно расширена. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1941 года «О военном положении», подчеркивалось, что военные трибуналы должны рассматривать все дела о преступлениях , направленных против обороны , общественного порядка и государственной безопасности в районах, объявленных на военном положении. К их числу относились, прежде у всего, следующие категории преступлений: 1. Дела о государственных преступлениях. 2. Дела о преступлениях, совершенных военнослужащими. 3. Дела о разбое. 4. Дела об умышленных убийствах. 5. Дела о насильственном освобождении из под стражи из место заключения. 6 .Дела об уклонении от всеобщей воинской повинности. 7. Дела о сопротивлении представителям власти. 8. Дела о незаконной покупке, продажи и хранении оружия, а также о хищении оружия. Кроме того военным трибуналам было предоставлено право рассматривать дела о спекуляции злостном хулиганстве и другие дела общеуголовного характера.

В период войны имеющиеся составы преступлений были дополнены новыми; так например, 6 июля 1941 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения». В соответствии с ним, виновные за совершение этого преступления карались по приговору военного трибунала тюремным заключением на срок от двух до пяти лет. Другим указом от 15 ноября 1943 года предусматривалась ответственность за разглашение военной тайны на срок до 10 лет лишения свободы. Указом от 14 апреля 1942 года предусматривалась мера уголовной ответственности для фашистских захватчиков в виде смертной казни или ссылки на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет за преступления, совершенные в отношении военнопленных и мирного населения. Кроме того, подведомственными для военных трибуналов являлись дела связанные с изданием постановлений государственного комитета обороны и приказов Верховного главнокомандующего. Так 16 января 1942 года государственный комитет обороны принял постановление о порядке передвижения военнообязанных в военное время и ответственности за уклонение от воинского учета, в соответствии с которым все лица, уклоняющиеся от призыва и мобилизации привлекались к уголовной ответственности. 3 марта 1942 года было принято постановление об охране военного имущества красной армией в военное время. В соответствии с этим устанавливалась ответственность за хищение оружия, боеприпасов, продовольствия, обмундирования, снаряжения и проченного военного имущества, а также за порчу , приведение в негодность обмундирования, снаряжения, оружия , военно-технического имущества, выделенные военнослужащим в индивидуальное или коллективное пользование; определить наказание в виде высшей меры наказания , то есть расстрел с конфискацией всего личного имущества преступника. А приказом №270 от 16 августа 1941 года, все советские военнопленные были объявлены предателями и изменниками; приказ № 227 от 28 июня 1948 года устанавливал ответственность за пропаганду дальнейшего отступления красной армии. Военные власти имели право передавать на рассмотрение военных трибуналов дела общеуголовного характера в случае если данная мера признавалась необходимой по военным обстоятельствам. Однако, следует отметить, что военные власти пользовались данным правом не часто, особенно если в данной местности функционировали общие суды.

Особенностью военных трибуналов было то, что им предоставлялось право рассматривать дела по истечении 24 часов после вручения обвинительного заключения. В соответствии с Положением о военных трибуналах , рассматривали все дела в составе трех постоянных членов без участия заседателей, однако, уже, начиная с июня 1942 года, в работе военных трибуналов стали принимать участие народные заседатели, которые назначались либо политическими органами, либо командованием соответствующих воинских подразделений.

Следует отметить, что приговоры военного трибунала в кассационном порядке не могли обжаловаться, их пересмотра можно было добиться только в порядке надзора. Опротестовать в порядке надзора вступившие в силу приговоры имели право военные прокуроры фронтов и флотов, а также председатели военных трибуналов . Такого рода протесты рассматривались военной коллегией Верховного Суда СССР, которая действовала: а) как суд первой инстанции по наиболее важным преступлениям , отнесенным к компетенции военных трибуналов; б) как кассационная инстанция для военных трибуналов округов, флотов, фронтов, отдельных армий, дислоцированных в местностях не объявленных на военном положении, а по делам, по которым выносился приговор к высшей меры наказания для военных трибуналов; в) как надзорная инстанция по делам всех военных трибуналов за исключением военных трибуналов железнодорожных и водных путей сообщения.

Следует отметить, что военные трибуналы довольно часто применяли право отсрочки исполнения приговора в отношении осужденных к лишению свободы, направляя их в штрафные батальоны, действующие в армии. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР, судимость снималась со всех военнослужащих, осужденных к лишению свободы с отсрочкой исполнения приговора в связи с направлением в штрафные батальоны. Важно отметить, что отсрочка с исполнением наказания не применялась в отношении лиц, совершивших государственные или особо опасные преступления. В период войны институт военных судей существенно возрос за счет мобилизованных гражданских юристов. И если к началу войны численность военных судей составляла 766 человек, то уже к 1 марта 1942 года их численность увеличивалась до 3736 человек. За весь период войны военными трибуналами было осуждено два с половиной миллиона человек.

Несмотря на то, что в годы войны активно функционировала расширенная система военных трибуналов, не прекращали свою деятельность и общие суды., которые функционировали на основании закона о судоустройстве СССР союзных и автономных республик 1938 года. В системе общих судов функционировали народные, областные, краевые суды верховные суды республик, верховный суд СССР, а также соответствующие органы прокуратуры. Наряду с системой общих судов, имелись и суды в лице постоянных сессий областных судов. В их подсудность входили дела, связанные с уголовными гражданскими и административными правонарушениями, но, как правило, они являлись закрытыми, судопроизводство осуществлялось в обычном установленном законом порядке. Следуем отметить также деятельность прокуратуры в этот период, которая также подразделялась на общую и военную. Органы военной прокуратуры возглавляла главная военная прокуратура красной армии и главная прокуратура военно-морского флота, которые существовали раздельно . В действующей армии функционировали военные прокуроры флотов, фронтов, корпусов и дивизий. Кроме того были созданы военная прокуратура железнодорожных войск, военная прокуратура войск НКВД, которые были подчинены главной военной прокуратуре. Низовым звеном органов военной прокуратуры в действующей армии были военные прокуроры дивизий, отдельных бригад и гарнизонов тыловых частей прифронтовой полосы. Необходимо отметить, что в данный период значительно расширились пределы прокурорского надзора за исполнением законов. В этой связи на военную прокуратуру были возложены многие не свойственные ей функции. Прокуроры стали осуществлять надзор не только за исполнением законов, но и фактически контролировали исполнение всеми должностными лицами и красной армией постановлений государственного комитета обороны, приказов верховного главнокомандующего. В поле зрения военных прокуроров находились и такие вопросы как: исполнение боевых приказов, осуществление боевых операций, своевременное снабжение войск вооружением боеприпасами, продовольствием и обмундированием , сбережения военной техники.

Наряду с уголовным преследованием лиц, совершивших преступление, прокуроры не оставляли без внимания и другие области прокурорского надзора – общий надзор, надзор за исполнением законов военными трибуналами. В этот период боевая обстановка требовала быстрого реагирования на любой факт правонарушения среди военнослужащих. Этих условиях резко сокращались сроки производства по уголовным делам, которые составляли от одного до трех дней, включая их судебное рассмотрение, а подчас и приведение приговора в исполнение. При этом в ходе расследовании не снижались требования по соблюдению уголовно-процессуального законодательства , в том числе, касающихся пределов доказывания. Однако, объективно за такой коротких временной отрезок провести полное расследование уголовного преступления врят ли представлялось возможным. Военные прокуроры участвовали в судебном рассмотрении уголовных дел , также прокуратура вела надзор за следствием.