Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Особенности психики и поведения приматов СРС.docx
Скачиваний:
47
Добавлен:
12.09.2019
Размер:
82.64 Кб
Скачать
  1. Особенности поведения обезьян

Приматов, в отличие от большинства других млекопитающих, привлекает манипулирование не только с пищевыми объектами, но и со всевозможными предметами. Подобный интерес называют «настойчивой» и «бескорыстной» любознательностью (И. П. Павлов), «исследовательским импульсом».

Активность этого рода деятельности у обезьян, наряду с высоким развитием зрения, необычайно расширяет круг их восприятия, чрезвычайно увеличивает запас опыта и создает гораздо более мощную, чем у других животных, базу для формирования навыков, а также для зарождения ещё более сложных форм поведения.

Интеллект обезьян характеризуется не только сложностью решаемых ими задач, но и направлением их деятельности. Обезьяны могут часами расщеплять попавший им в руки предмет, всевозможными приемами подманивать к клетке человека, наблюдать ползающих насекомых и т. д. Такие особенности поведения обезьян объясняются способом их существования.

В природных условиях обезьяна в поисках пищи должна непрерывно заниматься «обследовательской» деятельностью. У диких шимпанзе насчитывается восемьдесят одно «блюдо». Наполовину это фрукты, на четверть - листья. Остальное - семена, цветы, стебли, кора. Кроме того, шимпанзе питаются насекомыми. Они безошибочно отличают ядовитую пищу от неядовитой.

Разнообразный характер пищи стимулирует мыслительные способности обезьян. Питаясь столь разнообразно, она теперь не реагирует на определённые виды корма инстинктивно, она вынуждена всё обследовать вокруг себя и искать подходящий корм.11

Важную роль в поведении обезьян играют развитые передние конечности - руки, благодаря которым обезьяны могут совершать очень сложные действия с предметами.

Это значит, что интеллектуальная активность стимулировала развитие руки и, в свою очередь, развитые руки открыли возможность для дальнейшего совершенствования интеллектуальной активности.

Инстинктивное поведение обезьян отличается от такового у более простых животных тем, что обезьяны более полно учитывают внешние условия, в соответствии с которыми инстинктивное поведение видоизменяется.

Например, шимпанзе строят гнёзда, это инстинктивное поведение. Но в отличие от более простых животных, они исследуют строительный материал и принимают во внимание его особенности.

Может случиться, что рефлексы у высших обезьян вырабатываются в эксперименте хуже, чем у более простых животных. Это объясняется тем, что некоторые особенности ситуации привлекают обезьян сильнее, чем приманка, - обещанная награда за участие в эксперименте. И тогда обезьяны начинают заниматься своей исследовательской деятельностью, а не экспериментальной задачей.

Инстинкты и навыки, как более стереотипный способ реагирования, охраняют животный организм от перенапряжения. Лишь в случае серии неудач животное реагирует наиболее высоким по уровню способом - интеллектуальным решением задач. Однако для животных возникшие ситуации редко становятся проблемами и, следовательно, не появляется выраженной необходимости в отражении на более высоком, интеллектуальном уровне. Интеллектуальное поведение остается для животных чаще всего как потенциальная возможность.12

В опытах советского психолога Надежды Николаевны Ладыгиной-Котс (1889-1963) шимпанзе Парис, получая трубку с приманкой внутри, выбирал подходящее для употребления орудие, годное для проталкивания в трубку. При этом Парис дифференцировал различные признаки: форму, длину, ширину, плотность, толщину предмета. Если не было подходящего предмета, Парис обрывал боковые стебли от лежащей возле него ветки дерева, отщеплял лучины от широкой доски, выпрямлял скрученную проволоку, одним словом, обезьяна изготовляла «орудие».

Однако не следует преувеличивать значение «орудийной деятельности» высших обезьян. Изготовленное «орудие» они не берегут, впрок не изготавливают. «Орудие» возникает у обезьяны в процессе ее непосредственного действия и сразу же исчезает, поэтому установить аналогию между трудовой деятельностью человека и соответствующими действиями обезьян можно только условно.

Интересны в этой связи опыты И. П. Павлова с ящикам, в котором скрыта приманка. Сквозь треугольную прорезь обезьяна видит приманку.

Ящик можно открыть, если в эту прорезь вставить палку е треугольным сечением и нажать на рычаг внутри ящика. Экспериментатор проделывает эту операцию на глазах у обезьяны. Перед обезьяной разложены палки с самыми разными сечениями - круглым, квадратным, треугольным. Сначала все обезьяны пробуют вставить любую попавшуюся под руку палку. Затем они ощупывают, обнюхивают, осматривают палки и поочередно пытаются ввести их в отверстие. Наконец возникает правильный выбор.

Таким образом, интеллектуальные действия обезьян происходят в виде конкретного практического мышления в процессе ориентировочного манипулирования.

Характерной особенностью поведения высших обезьян является их подражательность.13

Например, обезьяна может подражать движениям рисующей руки человека, подметать пол или смачивать тряпку, отжимать ее и протирать пол. В своем большинстве эти подражательные действия носят весьма примитивный характер: обычно обезьяны подражают не результату действия, а самому действию. Поэтому чаще всего, «подметая», обезьяна перемещает мусор с места на место, и не убирает его с пола. (Правильно обученные животные, правда, справляются и с этой задачей.)14

Изучение поведения человекоподобных обезьян дает основание говорить о наличии у них простейшей рассудочной деятельности, или «ручного мышления» (И. П. Павлов). Многочисленные опыты зарубежных и советских ученых (Кёлера, Иеркса, П. Н. Ладыгиной-Коте, Н. Ю. Войтониса, Г. 3. Ногинского и др.) показали, что в поведении обезьян, особенно человекоподобных, ярко проявляется своеобразное любопытство ко всему новому, легкое подражание действиям других обезьян и человеку, способность улавливать некоторые внешние связи и отношения между предметами, находящимися в поле восприятия животных. 15При решении практических задач в условиях эксперимента шимпанзе, например, обнаружили следующие особенности поведения. Если обезьяне предложить задачу достать банан с потолка клетки, в которой она находится, а достать его нельзя иначе как при помощи одной из палок, лежащих на полу, то после многократных попыток достать плод рукой обезьяна использует палку.

Характерно, что в другой раз шимпанзе решает такую же задачу значительно быстрее и, более того, найденный способ решения применяет в других (сходных) условиях, например вместо палки использует ящик или иной подходящий предмет. Однако наиболее характерной особенностью рассудочного поведения обезьян, по мнению видного советского ученого А. Н. Леонтьева, является способность их решать двухфазные задачи.

Обезьяна, например, может достать приманку из ящика только в том случае, если сначала оттолкнет ее палкой от себя (подготовительная фаза), а затем, обежав ящик, достанет ее через решетку с противоположной стороны (основная фаза). Все другие попытки достать плод недействительны. Шимпанзе успешно решают эти задачи, тогда как многие другие животные с ними не справляются. При удалении передней части лобных долей мозга у тех обезьян, которые решали разнообразные сложные задачи, исчезает способность решать именно двухфазные задачи, умение же пользоваться палкой или ящиком для прямого доставания приманки (однофазная задача) сохраняется.

Доказано, что обезьяны успешно решают сложные задачи, близко связанные с естественным образом их жизни, и беспомощны при решении задач, ничем не напоминающих их естественного поведения.

Так, например, в опытах Г. 3. Рогинского шимпанзе легко находили среди других лежащих в разных направлениях тесемок ту, которая прикреплена к чашке с приманкой и доставали приманку. В этом ясно проявлялась способность обезьяны совершать операцию выбора. Задача напоминала естественные условия поведения: среди множества ветвей выбирать лишь те, которые с плодами.16 Однако эти же шимпанзе проявляли полную беспомощность в решении простой задачи: чтобы достать приманку, нужно было взять и тянуть два конца тесемки, продетой через ушко чашки. Совершались безуспешные движения. Всякий раз обезьяна тянула один конец. Потребовалось специальное обучение, чтобы обезьяна овладела этим действием.

На основании своих опытов над обезьянами и исследований других ученых И. П. Павлов заключает, что «…вся эта деятельность, когда обезьяна пробует и то и другое, это и есть мышление в действии, которое вы видите собственными глазами. Это есть ряд ассоциаций, которые частью получены в прошлом, частью на ваших глазах сейчас создаются и получаются, на ваших глазах комбинируются… Конечно, это есть разумность элементарная».

Элементарная рассудочность высших животных не тождественна разуму человека. Крупный советский ученый Н. Н. Ладыгина-Котс провела оригинальный опыт. Она сравнивала развитие молодого шимпанзе и развитие ребенка со дня рождения до четырех лет. На основе исследований она пришла к выводу, что психика даже ребенка качественно отличается от психики обезьяны. Элементарные рассудочные действия высших животных имеют только биологический смысл, эти животные не способны мыслить подобно человеку, у них нет речи, нет умения создавать орудия труда.

Приобретенный опыт приспособления не передается поколению, он остается индивидуальным. Ни одно из животных не осознает ни своих действий, ни своего отношения к окружающему миру.

Все три формы поведения животных, три стадии их отражательной деятельности есть результат биологического развития, длительного приспособления их к условиям своего существования.17