Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Губанов.Глава 16.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
08.09.2019
Размер:
203.26 Кб
Скачать

§3.Социальный прогресс

Прогресс вообще – это развитие систем от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному, от худшего к лучшему состоянию (см.§1 главы 14). По вопросу о наличии социального прогресса существует несколько позиций. Имеется взгляд, что человечество движется по пути не прогресса, а регресса. Одним из первых об этом сказал греческий поэт Гесиод ещё в VIII в. до н.э. Он разделил историю на 5 веков: золотой, серебряный, медный, бронзовый и железный. Первый из них отличался высокой добродетелью, но от века к веку люди развращались и в век железа, под которым он понимал современный ему период, полностью деморализуются, и общество погружается в трясину низменных желаний, распрей и конфликтов. Подобную идею на житейском уровне нередко высказывают пожилые люди, которые любят поговорить о том, что в дни их молодости всё якобы было хорошим, а теперь стало плохим.

Вторая позиция по проблеме общественного прогресса состоит в том, что признаётся чередование в истории периодов прогресса и регресса. К этой позиции относится идея Эмпедокла о сменяющих друг друга периодах господства Любви и Вражды, а также концепции локальных цивилизаций О.Шпенглера (1880-1936), А.Тойбни о возникающих и исчезающих обществах. Постоянного и общего для всего человечества прогресса, по Шпенглеру и Тойбни, не происходит.

Существует также мнение, что всё человечество развивается прогрессивно, но прогресс не безграничен: он завершается достижением какого-то высшего состояния. Такого мнения придерживался Гегель, считая развитие общества самодвижением абсолютной идеи, которое завершается в духовной сфере её полным самопознанием (в виде философии самого Гегеля), а в социальной сфере – в лице прусской монархии.

Наконец, существует наиболее оптимистический взгляд, согласно которому всё человечество развивается прогрессивно, и это развитие не имеет предела. Впервые эту позицию наиболее отчётливо представил французский философ Ж.Кондорсе (1743-94), который основой прогресса считал совершенствование человеческого разума. Он писал, что «не было намечено никакого предела в развитии человеческих способностей, что способность человека к совершенствованию действительно безгранична». Диалектический подход к обществу склоняет нас отдать предпочтение последней точке зрения. Внимательно анализируя историю человечества, можно с уверенностью сказать, что оно – во всяком случае до нашего времени – двигалось в целом по пути прогресса. Об этом свидетельствует хотя бы то, что более чем в 3 раза с начала ХХ века выросла общая численность населения планеты, примерно в 2 раза увеличилась индивидуальная продолжительность жизни.

Какие же можно выделить показатели, или критерии, прогресса? Многие учёные считают одним из основных или даже главным показателем прогресса уровень развития производительных сил. Напомним, что к производительным силам относятся профессиональные знания, умения и способности людей, используемые ими научные знания, освоенные природные богатства, всё многообразие техники. Уровень развития производительных сил выражает, во-первых, степень развития самого человека, а во-вторых, степень овладения людьми силами природы.

Ещё один критерий прогресса – характер производственных отношений. Те из них более прогрессивны, которые больше стимулируют людей к труду и вызывают такое распределение благ, которое обеспечивает достойную жизнь наибольшему количеству людей. От производительных сил и производственных отношений зависят объём производства материальных благ и различных услуг (в том числе и медицинских), а также уровень их потребления, что, в свою очередь, влияет на условия существования людей, их здоровье и среднюю продолжительность их жизни, которая в ходе истории возрастает.

В политической сфере критерием прогресса служит уровень демократии, степень реальных возможностей людей влиять на государство и заставлять его служить всему обществу, а не какой-то социальной группе. В духовной сфере показателями прогресса служат уровень образования людей, их эстетической и нравственной культуры, смягчение нравов, например, отрицательное отношение к смертной казни и пыткам.

В философской, особенно философско-религиозной, традиции большое место занимало представление о прогрессе как о нравственном совершенствовании человека, росте добра, об увеличении счастья в мире. Американский социолог Л.Уорд (1841-1913) писал: «Так как конечную цель человеческих усилий составляет счастье, то истинный прогресс непременно должен быть к нему направлен. Поэтому прогресс состоит в увеличении человеческого счастья, или, с отрицательной стороны, в уменьшении человеческих страданий» (5,с.335). Н.А.Бердяев считал, что сущность общественного прогресса – увеличение добра и уменьшение зла. Русско-американский социолог П.А.Сорокин (1889-1968) писал: «Все критерии прогресса, какими бы разнообразными они не были, так или иначе подразумевают и должны включать в себя принцип счастья».

Интегральным показателем социального прогресса служит степень свободы личности. Все составляющие содержания прогресса так или иначе входят в расширение свободы. С одной стороны, свобода предполагает отсутствие эксплуатации, социального принуждения и насилия, а с другой – наличие возможностей для всестороннего развития человека и реализации им своих сил и стремлений в семейной, профессиональной, политической, духовной, спортивно-игровой сферах. Чем меньше общество принуждает человека и чем больше даёт ему возможностей для самореализации в этих сферах, тем оно прогрессивнее.

Социальный прогресс нельзя представлять в духе упрощённого оптимизма доктора Панглоса из философской повести Вольтера «Кандид», неизменно восклицавшего вопреки обрушивавшимся на него бедствиям, что «всё к лучшему в этом лучшем из миров». Следует подчеркнуть, что до сих пор прогресс имел противоречивый характер, притом в XX в. эта противоречивость усилилась. Развитие техники, обеспечивающее рост производительных сил, в большой степени разрушало природу. Наука использовалась не только для совершенствования технологий, улучшения жизни и здоровья людей, но и для создания всё более разрушительных и смертоносных видов оружия. Усиливалось международное сотрудничество, совершенствовалась работа правоохранительных систем, развивалось искусство, представители всех религий проповедовали мир и любовь, но вместе с тем произошли две самые кровопролитные войны, росли преступность, терроризм, алкоголизм и наркомания. Самым глубоким проявлением противоречивости социального прогресса стало возникновение глобальных проблем. К их рассмотрению мы и переходим.