Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мирошниченко А. Толкование речи Пособие.doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
03.09.2019
Размер:
836.1 Кб
Скачать

Глава 1. Теоретические основания и методологические принципы ли-анализа

§ 1. Метафизическая синтактика

 

Мы создаем для себя образы фактов. Образы есть модель действительности.

Л. Витгенштейн

 

Чтобы сделать первый шаг к цели, необходимо создать некоторое философическое напряжение вокруг будущего предмета.

Некогда прачеловек взял в руки камень или палку и выделил этот предмет из окружающей среды особым образом, сделав его инструментом — посредником между собой и природой. Этим необдуманным поступком прачеловек противопоставил себя природе, сделал из себя человека.

Общение человека с природой приобрело характер технического захвата жизненного пространства, что развело человека и природу на полюса субъектно-объектных отношений, где человек выступает субъектом, а окружающая его природа — объектом. Отношение человека к природе можно выразить формулой S —> О, которая удивительно, но и закономерно на поминает синтаксическую формулу предложения. Эта же формула описывает логику метафизического мышления европейской цивилизации, где человек наиболее технизирован и противопоставлен природе.

Деятельность человека в мире опосредована орудиями. К числу таких орудий психологическая традиция вслед за Л. С. Выготским относит и язык. А. Р. Лурия писал: «Огромный выигрыш человека, обладающего развитым языком, заключается в том, что его мир удваивается. Человек без слова имел дело только с теми вещами, которые он непосредственно видел, с которыми он мог манипулировать... Слово удваивает мир и позволяет человеку мысленно оперировать с предметами даже в их отсутствие» (Лурия А.Р. Язык и сознание. — М., 1976. — С. 37.). Благодаря языку произошел огромный скачок в развитии операциональных способностей интеллекта. Человек смог оперировать не только тем, что имел в руках, но и тем, что существовало за пределами видимости или вообще лишь в воображении. Человек стал оперировать квазиобъектами — мыслительными образами объектов.

Чтобы познавать и осваивать мир, человек переносит свойства вещей и отношений из одной среды — реального мира — в другую — собственное сознание. Это не что иное, как процедура когнитивного моделирования действительности.

Когнитивная модель мира опосредует, как и орудия, деятельность человека в мире. Поскольку человек уже не есть то же самое, что природа, в целях собственного выживания он должен упорядочивать, структурировать природу в соответствии со своими потребностями, делать ее пригодной для познания, которое является одновременно освоением. Этому и служит когнитивная модель, являющаяся изначально ориентационной.

Ориентироваться в мире означает делать пространство пригодным для себя, попутно осуществляя перевод реальности в действительность. Чтобы осваивать мир, мы должны представлять его, ставить перед своим Я. То есть «я» и «мир» метафизически разделены процедурой моделирования. При этом, помечая мир знаками, человек приписывает вещам атрибуты, самим вещам несвойственные. Человек говорит: «Гора высокая», но сама для себя гора не высокая и не низкая и вообще не гора. Человек говорит: «Выключатель расположен слева от двери», по само по себе пространство не обладает характеристиками типа «слева от» или свойствами «двери», «выключателя». Этими свойствами пространство наделил человек в результате моделирования. Мир реальных объектов познаваем только как более или менее адекватные представления об этих объектах.

Для человека мир таков, каким человек его видит, что, конечно, зависит от способности человека «видеть». Строго говоря, истинное отражение/ познание мира невозможно. Уместнее говорить о степени адекватности когнитивной модели.