Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
245_Nikolaeva_E_I__Levoruky_rebenok_diagno.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
25.08.2019
Размер:
577.54 Кб
Скачать

Глава 4. Причины правшества и левшества

Знание причин формирования асимметрии в движении и восприятии позволяет воспитателю понимать ее связь с физио­логическими или психологическими характеристиками ребенка и, соответственно, применять необходимые воспитательные приемы.

Долгое время исследователи были убеждены в том, что асимметрия мозга — это то эволюционное приобретение, которое радикально отличает человека от животного. Одна­ко сейчас обнаружено множество данных, свидетельству­ющих о том, что асимметрия свойственна животным на всех уровнях развития: от самых примитивных до самых слож­ных. Но у животных асимметрия движения — не видовое, а индивидуальное свойство.

Это означает, что каждое животное может предпочитать в движении одну лапу, но у разных животных одного вида эти лапы разные. В человеке же мы наблюдаем четкое пред­почтение для популяции в целом: большинство европейцев праворуки, а большинство народов Крайнего Севера — леворуки. Люди, имеющие несколько кошек или собак дома, могут наблюдать, что каждое из животных предпочи­тает двигаться только с одной лапы. Но у одного это — правая лапа, у другого — левая. Далее мы попытаемся по­казать, почему людям свойственна такая выраженная асим­метрия.

В настоящий момент рассматриваются следующие ее при­чины:

• наследственная передача признака;

• внутриутробная или родовая травма;

• влияние средовых факторов.

Рассмотрим последовательно каждую из этих причин.

22

Генетическая природа леворукости

Леворукость встречается примерно у 8% людей европей­ской популяции. Она более вероятна, если оба родителя ле­ворукие. Однако нет возможности доказать, что эта левору­кость врожденная: ни в одном из этих случаев нельзя исклю­чить социальный фактор, т.е. того, что леворукие родители интуитивно обучали детей выполнять все действия так, как делают сами. С этой точки зрения, доказательными были бы результаты, полученные в семьях праворуких родителей, ко­торые взяли на воспитание леворуких детей. Но подобных исследований нет.

Исследователи многократно пытались вывести линию мышей, все особи которой предпочитали бы левую лапу. Для этого они скрещивали леволапых мышей, затем из их потомства выбирали только леволапых, и эти манипуляции проводились во многих поколениях животных. Но ни один исследователь так и не смог создать линию: всегда обнаруживались особи, пред­почитавшие другую лапу или использовавшие лапы поперемен­но. Это обстоятельство до сих пор является мощной поддерж­кой тем, кто считает «рукость» социально обусловленным, а не генетическим фактором. Но те, кто полагает, что «рукость» обу­словливается наследственными факторами, настаивают на су­щественном отличии людей и животных по признаку асим­метрии.

Самые интригующие результаты были получены на одно­яйцевых близнецах. У них встречаются зеркальные рисунки на пальцах кожи (то есть борозды на коже одного из близнецов яв­ляются не идентичными, а зеркальным отражением другого). Это свидетельствует о достаточно позднем появлении лево-пра­вой асимметрии во внутриутробном развитии. Известно, что при делении яйцеклетки в первые 4 дня после оплодотворения раз­виваются близнецы с разными плацентами (местами прикрепле­ния эмбриона к матке), хорионами и амнионами (наружными и внутренними оболочками плода). У таких близнецов обнаружи­ваются наибольшие различия. Если деление происходит между 5—8 днями, то у близнецов формируются общие плацента и хо­рион, но остаются разные амнионы. Один из близнецов в этом случае имеет преимущество расположения пуповины (она

22

не перекручивается вокруг шеи, не сдавлена). Поэтому он полу­чает больше питательных веществ и развивается лучше. Второй же рождается более слабым. Если деление яйцеклетки осущест­вляется между 8—12 днями, то дети имеют и общий амнион. При этом конкуренция за питание наиболее выражена. Нехватка кис­лорода повышает двигательную активность плодов. Поскольку они располагаются так, что ножки одного находятся рядом с го­ловкой другого, то, двигаясь, один может повредить мозг друго­го, обычно слабого, что ведет к развитию леворукости не генети­ческого, а травматического генеза. Получивший лучшее питание ребенок выглядит крупнее и сильнее.

Очевидно, что однояйцевые близнецы наделены одинаковы­ми генами. Если леворукость определяется генетически, то оба близнеца должны иметь одинаковую «рукость». Однако это не так, и вероятность леворукости обоих близнецов в паре составля­ет только 76%. Да и у них леворукость встречается чаще, чем в среднем в популяции (их 20%). В то же время среди однояйцевых близнецов процент пар, в которых оба близнеца — левши, не выше, чем у двуяйцевых близнецов. Поскольку естественно предполагать, что индивидуумы с одинаковым набором генов более сходны по генетическим признакам, чем индивидуумы с меньшим числом общих генов, то эти факты можно истолковать против генетического контроля леворукости.

Но у исследователей появляется подсказка: у близнецов чаще отмечаются неврологические расстройства. Следователь­но, высокая частота леворукости у близнецов объясняется их конкурентными отношениями в утробе матери, что приводит к травме мозга одного из них и как следствие — леворукости. Именно поэтому особенно много леворуких при рождении троен или большего числа детей. И в этом случае более силь­ные плоды травмируют более слабые.

Сегодня в науке генетическая основа как одна из компонен­тов формирования асимметрии никем не оспаривается. В одном исследовании было выявлено, что 83% плодов проявляют право-рукость с середины беременности. Наибольшее число движений рук отмечается в период с 15 по 18 недели беременности, а затем снижается. Предполагается, что движения рук в этот период предопределяют расположение центра речи в мозге и обусловле­ны генетически.

23

В развитии плода асимметрия нервной системы заклады­вается достаточно рано и проявляется на анатомическом, био­химическом и физиологическом уровнях. Однако вспомним пример с двумя соснами, развивающимися в разных условиях, о которых мы говорили раньше. Точно так же и на проявление асимметрии большое влияние оказывают внешние факторы. Мы уже затронули один из них — раннюю патологию в утробе матери.

Гипотезы патологического происхождения леворукости

В первые месяцы жизни мозг ребенка весьма пластичен, поэтому при травмах одного из полушарий другое может взять на себя утраченную функцию. Например, известно, что мозг Пастера имел только одну половину, а вторая была сущест­венно недоразвита. Этот факт тем не менее не отразился на его биографии как ученого. В то же время более поздние трав­мы приносят существенный вред, величина которого напря­мую зависит от времени получения травмы: чем позднее она происходит, тем меньше компенсаторные возможности мозга.

Наиболее тяжелы последствия повреждения до года не ле­вого полушария, а правого. Большая часть из них несовместима с жизнью, потому разбор таких травм не имеет смысла в рамках данной работы. При повреждении же левого правое легко берет на себя его функции.

Каковы причины повреждения мозга, кроме уже описан­ных? Известно, что более 90% рождающихся детей занимает во время родов позицию лицом к правому бедру матери, когда давление лонного сочленения приходится на правый висок плода. Только в 8% случаев положение противоположно (вспомним, что в начале предыдущего раздела говорилось о 8% леворуких людей в европейской популяции), причем оно чаще встречалось у мальчиков, чем у девочек (мы уже отмечали боль­шую леворукость мальчиков). Оказалось, что все патологиче­ские осложнения были связаны со вторым вариантом. Травма левого полушария при рождении может привести к леворукости (как мы уже знаем, правое полушарие в этом случае возьмет на себя функции левого).

23

Подтверждением гипотезы патологического происхожде­ния левшества являются многочисленные данные о том, что среди леворуких чаще встречаются аутизм, заикание, речевые расстройства, психические заболевания.

Возникновение и развитие подобных аномалий возможно не только из-за травм при рождении или сразу же после рож­дения, но и вследствие изменения химического состава среды, окружающей плод еще до рождения. Эти химические измене­ния, с одной стороны, обусловливают сдвиг церебрального доминирования, с другой — влияют на формирование иммун­ной системы. Подобные химические изменения могут возник­нуть из-за болезни матери, переживаемого ею стресса или из-за таблеток, которые она по той или иной причине прини­мает в этот период.

Доказано, что у крыс стресс во время беременности меняет уровень тестостерона у плодов. Известно также, что высокие концентрации этого мужского полового гормона подавляют развитие левого полушария и ускоряют созревание правого. Поэтому стресс матери в период беременности может приво­дить к развитию леворукости у ребенка. У таких леворуких выше вероятность речевых расстройств. По статистике, у них в 11 раз чаще возникает дислексия (трудности в обучении чте­нию и стойкие нарушения этого процесса), чем у праворуких.

На большой выборке из 1186 детей было показано, что не-праворукость связана с порядком рождения. Больше всего не-праворуких среди рожденных четвертыми детьми и позднее. Это свойство не зависит от возраста матери и, по-видимому, объяс­няется какими-то процессами в ее организме, обусловленными множественными родами. Эта зависимость обнаружена только для мальчиков и у девочек отсутствует. Можно предположить, что леворукость объясняется большей частотой трудных родов у более старших женщин и, следовательно, большей вероятностью родовых травм с повреждением левого полушария.

Рожденные в период с марта по июль чаще могут быть ле-ворукими, чем те, кто родился с августа по февраль. Отсутствие половых различий позволяет высказать предположение, что этот феномен может быть связан с сезонными изменениями в подверженности инфекции. Если мать переболела гриппом, то его возбудитель мог повредить мозг ребенка.

24

Мы вновь приходим к выводу, что латерализация в мо­торной и сенсорной сферах — комплексный феномен, не определяющийся одним фактором. Безусловно, из группы леворуких можно выделить тех, чья леворукость обусловлена исключительно травмой, а потому может сочетаться с любой патологией. Клинические данные свидетельствуют о том, что у левшей с признаками раннего повреждения левого полу­шария центр речи располагается в правом полушарии, тогда как у левшей без болезненной симптоматики он локализуется в левом. Другим признаком, указывающим на травматиче­ское происхождение леворукости, может быть тот факт, что в семье левшество до сих пор не отмечалось.

Таким образом, в период вынашивания ребенка будущей матери следует быть весьма осторожной и помнить, что ее поведение может в значительной мере предопределить буду­щее ребенка.

Влияние внешних условий на формирование асимметрии

Внешними условиями для ребенка является и среда, в которой он развивается до рождения, и сам процесс родов, и время после рождения. Известно, что чем раньше проис­ходит воздействие, тем значительнее его последствия. Имен­но поэтому небольшая инфекция, которую перенесла мать во время беременности, в ней не оставит и следа, но воз­будитель легко может повредить мозг ребенка, у которого пока нет никаких способов защиты, кроме материнского организма.

Точно так же малейшее изменение гормонов в окружа­ющей ребенка жидкости может запустить пусковой механизм, приводящий к подавлению развития левого полушария.

Современное представление о взаимодействии генов и среды заключается в том, что для развития каждой функции или способности требуется последовательное «включение» генов, которое происходит под воздействием внешних фак­торов. Специфика этих факторов, их направленность и ин­тенсивность предопределяют, насколько генетическая пред­расположенность будет выражена или не выражена.

25

В последние годы исследователи обнаружили принципи­ально новый механизм, обеспечивающий особенности мозаи­ки асимметричных показателей у человека. Полушария мозга соединены между собой несколькими тяжами нервных воло­кон, самый большой из которых называется мозолистым те­лом. Выяснилось, что общий размер этой структуры и отдель­ных ее частей неодинаков у людей разного пола, возраста, имеющих разные латеральные особенности.

Генетический аспект в развитии асимметрии заключается в том, что мозолистое тело у разных детей созревает с разной скоростью: у девочек быстрее, чем у мальчиков, у правору-ких — быстрее, чем у леворуких. Более того, у последних оно приблизительно на 11% больше, чем у праворуких.

Новорожденный ребенок должен научиться соединять раз­ные ощущения в целостные образы. Его мозолистое тело будет координировать сигналы, идущие из органов чувств, с плав­ными движениями конечностей. Именно оно будет распреде­лять нагрузку на полушария, а потому и предопределять мо-заичность асимметрии.

Роль взрослых в формировании будущего профиля заклю­чается в том, чтобы эффективно купировать любые дефекты, которые могут возникнуть в результате внутриутробных заболе­ваний или в процессе родов. Мы уже отмечали ранее, что до года мозг легко компенсирует утраченные участки ткани. Пред­ставим такой пример. После родовой травмы ребенок может предпочитать одну сторону, игнорируя другую. Если не заме­тить этот факт, то недостаточная чувствительность к сигналам с этой стороны закрепится в дальнейшем. Но если близкие ста­нут подходить к ребенку и общаться с ним с игнорируемой стороны, то дефект будет исправлен и ребенок начнет исследо­вать стимулы со всех сторон.

Следовательно, в первые месяцы жизни ребенка необхо­димо внимательно наблюдать за его реакциями, чтобы вовре­мя заметить, нет ли у него проблем при восприятии внешних стимулов — звуковых, световых, тактильных. Массаж и погла­живание всего тельца будут распределять его внимание, акти­вируя тем самым мозолистое тело.

Кроме этого, с ребенком следует еще и говорить. Словесная и чувственная информация стимулируют разные полушария.

25

Чрезмерное внимание взрослых к информации только одного вида может изменить природно обусловленный тип асим­метрии.

Отражает ли моторная или сенсорная асимметрия особен­ности мозговых процессов?

В XIX веке П. Брока сформулировал правило, согласно которому центр речи находится в полушарии, противополож­ном ведущей руке. Однако дальнейшие исследования не под­твердили это предположение. Сейчас доказано, что у 95% пра-воруких центр речи находится в левом полушарии, а у остав­шихся 5% — в обоих. У 70% леворуких центр речи также располагается в левом полушарии, у 15% — в двух и только у 15% леворуких людей — в правом полушарии. Вполне воз­можно, что в последнем случае правополушарное представи­тельство речи обусловлено патологией левого полушария. Сле­довательно, центр речи вне зависимости от «рукости» нахо­дится в левом полушарии. Сейчас считается, что «рукость» и расположение центра речи не связаны между собой.

Расположение центра речи в левом полушарии объясняет­ся особенностью переработки информации в нем: оно анали­зирует любую информацию последовательно. Речь же является последовательностью предложений, состоящих из последова­тельности слов, которые, в свою очередь, представлены чере­дой звуков. Еще одной важной характеристикой левого полу­шария является то, что оно контролирует поведение в привыч­ных, повторяющихся ситуациях (то есть в таких, где также есть определенная череда действий).

Правое полушарие отвечает за целостную обработку ин­формации, поэтому оно в большей мере включено в анализ эмоций, опознания лиц, описание пространства и ориентацию в нем. В отличие от левого правое полушарие активируется в новых, необычных условиях, когда меняется ситуация и чело­век вынужден приспосабливаться к новым условиям жизни. Эта же функция является творческой, поскольку творчество — это комбинирование разных элементов для создания чего-то нового.

Мы уже говорили о том, что внешние факторы влияют на формирование асимметрии у человека. Но внешними для ре­бенка будут и те условия жизни, в которых живет его семья,

26

будь это центральная область России или Крайний Север. В последнем случае суровый климат и кочевой образ жизни людей способствуют накоплению и сохранению из поколения в поколение левых признаков. В суровых условиях человек должен хорошо ориентироваться в пространстве, адаптиро­ваться к изменчивому климату. Это происходит при активации правого полушария, чем и объясняется большое число людей с большой концентрацией левых признаков в этих местностях.

Проживание в условиях Центральной России, оседлый об­раз жизни, повышенное внимание к речевому общению спо­собствуют активизации левого полушария и накоплению пра­вых признаков. В то же время мозг функционирует так, что в любой деятельности участвуют оба полушария. Различается лишь доля этого участия. Например, за обработку речевой ин­формации отвечает левое полушарие. Но правое участвует в анализе эмоциональной стороны речи, ее осмыслении в опреде­ленном контексте. При повреждении правого полушария речь становится бедной, однообразной.

Выраженная функциональная специализация в большей мере свойственна мужскому мозгу. Доказано, что у женщин полушария более тесно взаимосвязаны практически в любых процессах.

Можно заключить, что представление о полушарности, со­гласно которому у леворукого человека ведущим является пра­вое полушарие, а у праворукого — левое, не отражает реаль­ных процессов, происходящих в мозге. Кроме асимметричных сенсорных и моторных признаков у человека есть функцио­нальная асимметрия полушарий мозга, то есть полушария раз­личным образом участвуют в анализе информации.

Эта функциональная асимметрия не связана с «рукостью». Однако профиль функциональной асимметрии может пока­зать, каким образом распределена сенсорная и моторная от­ветственность по полушариям. Известно, что движения рук и ног преимущественно контролируются противоположным по­лушарием мозга. В отношении сенсорных показателей это уп­равление более сложно, хотя и здесь есть неравномерность распределения потока сигналов, так что ведущая сторона пе­риферического восприятия в большей мере связана с проти­воположным полушарием.

26

Существуют и индивидуальные особенности в распределе­нии функции по полушариям. Так, часть детей может иметь одностороннюю представленность всех показателей (то есть у них все показатели будут либо левые, либо правые), у части же они будут различным образом комбинироваться. Точно так же и на уровне мозга соответствующие функции будут распо­ложены преимущественно в одном полушарии или будут рас­пределены между ними.

Мы уже говорили о том, что передачу информации из одного полушария в другое осуществляет мозолистое тело, ко­торое созревает в течение достаточно долгого времени (все дошкольное детство). Именно поэтому в тех видах деятельно­сти, в которых необходимо плотное взаимодействие полуша­рий (письмо, чтение, обучение сложным сенсомоторным на­выкам), дети с распределенными латеральными показателями могут быть менее успешными и требовать особого внимания. С этой точки зрения, понимание и учет происходящих в мо­мент обучения процессов и особенностей функционирования мозга детей с различными латеральными признаками сущест­венно повышает эффективность обучения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]