Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ВП.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
24.08.2019
Размер:
313.34 Кб
Скачать

Функциональные регрессии вторичного процесса в сознательной детской жизни

В аналитической литературе мы встречаем лишь незначительные указания на такие жизненно важные условия развития. Безуспешными оказались мои попытки привлечь внимание к этим "нарушениям вторичного процесса в сознательной жизни ребенка" членов Венского психоаналитического общества. Я попыталась обобщить к тому времени (1930 г.) сведения об обстоятельствах, при которых дети различного возраста с бодрствующим сознанием отходят от вторичных мыслительных процессов и возвращаются назад к процессу первичному:

а) Регрессии подобного рода можно наблюдать во время детского анализа, в котором уменьшению контроля "Я", т. е. понижению деятельности защиты и увеличению фантазии, импульсивного поведения, элементов бессознательных и предсознательных содействует основное аналитическое правило (или то, что соответствует ему применительно к конкретному ребенку). В таких обстоятельствах игра пациента изменяется прямо на наших глазах: логика, рассудительность и чувство действительности отходят на задний план, а их место занимают замещения, повторения и утрирования. То, что начинается в качестве разумной и упорядоченной игры фантазии, распадается на отдельные составные части, которые начинают бессвязно или используя неправильную связь управлять фантазией. Например, пятилетний ребенок играет с так называемым "маленьким миром" и использует фигурки, чтобы в соответствии с действительностью драматическим образом представить семейные распри. Начиная с этого момента, игра постепенно уходит из-под контроля "Я": верх одерживают элементы борьбы и ссоры, разум уступает место абсурду, исчезают различия между людьми и вещами, и в пике игры начинают конфликтовать уже не отец с матерью или родители с детьми, а кухонная плита со шкафами, стол с креслами и т. д. Похожее происходит с детскими рисунками: начинают рисовать военный корабль с двумя пушками на нужном месте, а заканчивают множеством пушек над и под водой — в таком количестве, сколько хватает места на бумаге. (Защита от страха кастрации, которая является в данном случае главным мотивом, в данном примере опущена в пользу описания регрессивной формы.) Орально-агрессивные элементы, которые вначале находят символическое выражение в форме хищных зверей (тигр, крокодил), постепенно утрачивают связь с "Я" и уступают место самым невероятным сочетаниям, подобным на образы из сна.

б) С похожими регрессивными явлениями мы встречаемся и вне анализа в нормальной детской жизни, в первую очередь, перед отходом ко сну, когда кардинально меняется поведение даже у самого послушного и хорошо воспитанного ребенка. Чем больше усталость, тем больше в поведении детей находят отражение все виды хорошего и плохого настроения, они начинают вести себя, словно совсем маленькие дети, — говорят бессмыслицу, на самые незначительные замечания реагируют яростными выпадами или требуют телесных нежностей, о которых в дневное время уже давно не вспоминают. Все увеличивающийся беспорядок с персеверацией (настойчивым повторением) отдельных слов и предложений возникает в мыслительных процессах. Возникают колебания между буйной активностью и подавленностью в эмоциональной жизни. Вряд ли существует возможность представить наблюдателю разложение "Я" более убедительно. Таким образом отдельные функции "Я" подавляют друг друга, пока "Я" не откажется от всякой деятельности и в результате этого не перейдет в состояние сна.

в) Впервые такой возврат от вторичного к первичному процессу я наблюдала в собственные школьные годы, будучи примерной шестнадцатилетней ученицей. Иногда нам составляли такое расписание уроков, в котором утомительные предметы следовали друг за другом без достаточного перерыва. Это приводило к неожиданным последствиям для школьной дисциплины. Девочки, которые еще вчера были в состоянии спокойно и внимательно заниматься на уроках, становились все более неспокойными, и к пятому или шестому уроку даже самые безобидные высказывания профессора начинали вызывать у них нервное хихикание. Наши учителя-мужчины относились к таким действиям с гораздо большим негодованием, чем к поведению "глупых дур" из поговорки. Я понимала тогда, что все мы были переутомлены, но увидеть прямую связь между усталостью и регрессией "Я" была не в состоянии, а поэтому их негодование считала не вполне уместным.