Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ВП.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
24.08.2019
Размер:
313.34 Кб
Скачать

Механизмы действия "я" в процессе социализации

Внутренние оценки ребенка начинают сближаться с оценками его окружения благодаря становлению принципа реальности и вторичных мыслительных процессов. Однако лишь в том случае, если дальнейшие влияния станут действенными, т. е. появятся механизмы "Я", имеющие дело с любовными связями ребенка, и начнут сглаживаться основополагающие различия между личностью и объектным миром, дистанция между ними может исчезнуть.

Главное значение здесь имеет стремление к подражанию, которое становится заметным весьма рано и усиливается по мере обращения внимания на внешний мир. Маленький ребенок не остается пассивным. По меньшей мере, в своей фантазии (а позднее и во многих других действиях) он пытается отнять у матери некоторую часть всемогущего господства над процессами удовлетворения, представляя себя в ее роли.

Если подражание доставляет ему удовольствие, то, начиная с преэдипальной стадии, возникает идентификация, которая означает желание изменить себя самого таким образом, чтобы становиться все более и более привлекательным для родителей, превратив случайное подражание в нечто прочное и продолжительное. Тем самым социальные действия родителей переводятся из внешнего мира во внутренний мир ребенка, становятся его идеалом и предпосылкой возникновения "Сверх-Я" ("Ступень в «Я»"). Даже если это новое единство ребенка и матери ограничивается областью морали и образования идеала, подобные идентификации дают ребенку возможность снова почувствовать себя единым с матерью, как в былые времена.

Эта новая внутренняя инстанция во время и после отступления эдипального периода наделяется авторитетом, который берется "в долг" у родителей, и получает посредством интроекции (перенос субъектных ощущений на объект) роль внутреннего законодателя. Притязания на инстинктивную регуляцию, которые прежде были лишь желательным образцом, заменяются теперь требованиями "Сверх-Я". Пока "Я" их выполняет, оно получает вознаграждение (со стороны "Сверх-Я") в виде чувства самоудовлетворения и самоуважения; если "Я" занимает позицию инстинктивного желания и следует запретам "Сверх-Я", оно наказывается чувством вины со стороны "Сверх-Я". Таким образом, прежняя борьба между ребенком и родителями за социальное приспособление повторяется в виде внутреннего конфликта между побуждениями ребенка и его внутренними императивами, созданными по образу внешнего мира.

Достижение решающего прогресса в социализации ребенка происходит с образованием эффективного "Сверх-Я". Теперь, вместо того чтобы быть подверженным моральным требованиям своего социального окружения, он сам может чувствовать себя их представителем и принимать в них участие. Но нельзя переоценивать независимость даже жесткого детского "Сверх-Я". Дело в том, что внутренний авторитет может разрушиться, если объектные отношения с родителями либо идентификация с ними будут подвергнуты сильным разочарованиям или шоковым переживаниям, а поэтому еще долгие годы ребенок будет нуждаться в поддержке со стороны авторитетной фигуры из внешнего мира.