Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Очерки по истории России.doc
Скачиваний:
90
Добавлен:
01.05.2014
Размер:
1.34 Mб
Скачать

§ 2. Периодизация революции

I период. Ноябрь 1904 – май 1905 гг.

Интенсивное вхождение всех политических сил в реальную политику. Оппозиция не разделена на отдельные группы, тактика во многом стихийна. Власть ищет способы вернуть общество в стабильное состояние, но все более отстает от событий.

II период. Май 1905 – январь 1906 гг.

Максимальная политизация всего общества. Идет стремительная политическая структуризация, распределение оппозиционных сил по политическим партиям. На этот период приходится пик формирования новых политических партий. Используется широкий диапазон политических средств: всеобщая политическая стачка, крестьянские бунты, вооруженные восстания, в том числе и в армии, парламентские выборы. Наибольшая свобода прессы, собраний и митингов получены явочным порядком. Действует фактор массового социального движения. Правительство отступает: Манифест 17 октября и закон о выборах в Государственную думу – это акты, вызванные крайними обстоятельствами.

III период. Июнь 1906 – июнь 1907 гг.

Власть постепенно консолидирует и наращивает свои силы на фоне постепенного затухания массового движения. Политическая борьба переносится на легальную почву Государственной Думы, профессиональных и политических объединений, прессы. Конфликт власти и общества оказывается неразрешимым ни в одной из этих областей, поскольку та и другая сторона не владеют навыками политического диалога. В конце концов, правительство разрешило революционный кризис силовыми методами политического переворота, нарушив законодательную основу думской деятельности. В результате Государственная дума стала проправительственной и потеряла связь с массовым движением.

§ 3. Массовое движение в 1905 г.

Движение крестьянства

С весны 1905 г. начались поджоги имений и самозахват помещичьих земель, которые охватили те районы России, где наиболее остро стояла проблема малоземелья. Курск, Орел, Пенза, Саратов, Воронеж оказались в центре массового крестьянского движения, в котором участвовало по разным оценкам до 70 млн человек. Приметой нового этапа социального движения стало стремление крестьян к самоорганизации. Община начала активно использоваться как доступная и повсеместная форма политического действия. Кроме того, летом 1905 г. был создан Всероссийский крестьянский союз, на первом съезде которого присутствовали почти сто делегатов из 22 губерний. Требования, которые сформулировал крестьянский съезд, объединяли социальные и политические устремления: вся земля крестьянам, отмена сословий и созыв Учредительного собрания.

Выступления рабочих

В промышленных районах уже в первые месяцы рабочие явочным порядком установили 8-часовой рабочий день и отменили штрафы. Во время забастовки в Иваново-Вознесенске в мае–июне 1905 г. появились Советы – интуитивно найденный способ самоорганизации масс для решения социальных и политических задач. В 1905–1906 гг. советы возникали повсеместно, хотя тогда они не ставили перед собой цели политической власти.

Волнения в армии и на флоте

Восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический» в июне 1905 г. возвестило о начале включения в революционное движение армии и флота. С октября по декабрь 1905 г. в вооруженных силах произошло 89 выступлений. Наиболее значительными из них стали восстания на крейсере «Очаков» под руководством лейтенанта П. П. Шмидта и в Севастополе в ноябре 1905 г., в которых приняли участие несколько тысяч человек.

Попытка правительства стабилизировать ситуацию в стране

6 августа правительство опубликовало Манифест о создании представительного совещательного органа при государе – Государственной думы. Утверждение ее решений должно было производиться в Государственном совете, члены которого назначались императором. Избирательный закон, прежде всего, обеспечивал приток в думу землевладельцев и крестьянства, считавшегося опорой самодержавия (крестьянская курия должна была дать 43 % выборщиков), представительство городских низов и интеллигенции было невелико. Рабочие почти целиком отстранялись от выборов. Ограничения распространялись и на некоторые разряды инородцев. Но этот проект, названный «Булыгинской» думой по имени тогдашнего министра внутренних дел, уже никого не мог удовлетворить, правительство опаздывало в оценке степени радикализма политических требований.

Манифест 17 октября

С начала сентября происходит подъем рабочего движения, итогом которого стала возглавляемая московскими железнодорожниками Всероссийская октябрьская политическая стачка. В ней участвовало до 2 млн рабочих Москвы, Тулы, Нижнего Новгорода, Киева, Харькова. Революционные выступления охватили 66 губерний Европейской России. Основные требования стачечников: установление 8-часового рабочего дня, учреждение политических свобод, созыв Учредительного собрания. Жизнь в столицах и в стране была парализована практически полностью.

Перед Николаем IIвстало два возможных варианта дальнейших действий: введение военной диктатуры или провозглашение широких либерально-конституционных реформ, способных внести раскол в оппозиционно-революционный лагерь. На втором варианте активно настаивал С. Ю. Витте. Именно он стал одним из авторов проекта Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка», предложенного НиколаюII. Император последовал советам своих сановников, уверявших его в том, что серьезные уступки привлекут общество на сторону правительства, и тогда революционные и социалистические партии и группы, не имея поддержки интеллигенции, потерпят крах, и подписал Манифест 17 октября 1905 г.

Этот документ объявлял:

  1. о необходимости «даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов»;

  2. о расширении состава думских избирателей за счет «тех классов населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав»;

  3. «незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы». Провозглашалось создание объединенного Совета министров.

Гражданские свободы и законодательные права Государственной думы приближали Манифест к конституционному акту, предполагали качественное изменение политического и социального строя России. В то же время в манифесте не говорилось о сословном и национальном равноправии, о равенстве избирательных прав, об учреждении ответственного перед думой правительства. Таким образом, почва для дальнейших столкновений сохранялась.

Ряд современных историков считает, что в России утвердилась «полуконституционная монархия»: государь выступал уже не единственным носителем власти, а ее соучастником; к государственному управлению привлекались народные представители. Не отрицая очевидных сдвигов России в направлении к конституционной демократии, следует сказать: подобная оценка степени эволюции российской монархии выглядит явно завышенной. Государственная дума не обладала всеми качествами учреждения парламентского типа:

– дума наделялась весьма ограниченными правами. Она не имела возможности изменять основные законы Российской империи, пронизанные духом самодержавия. В то же время царь мог издавать в перерывах между сессиями думы законы, которые затем лишь формально утверждались ею, мог своим указом распустить думу до истечения пятилетнего срока ее полномочий;

– дума формировалась на базе избирательного закона, согласно которому выборы не были всеобщими (запрещалось участие в них женщин, военнослужащих, молодежи до 25 лет), они были непрямыми (как и в земстве, действовала система выборов по куриям: земледельческой, городских домохозяев, рабочей и крестьянской, причем для первой и второй она была двухстепенной, для третьей – трех-, а для последней – четырехстепенной), выборы были неравными (один голос землевладельца-помещика приравнивался к трем голосам состоятельных горожан, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих;

– одновременно с созданием думы был реорганизован Государственный совет. Он также наделялся законодательными функциями и по сути превратился в высшую законодательную палату с правом вето на решения думы. Половина членов Госсовета назначалась царем, поло­вина избиралась, но не населением, а под жестким контролем царской администрации некоторыми привилеги­рованными учреждениями и общественными организациями;

– наконец, царь сохранял всю полноту исполнительной власти через ответственное только перед ним правительство.

Все это позволяет квалифицировать российскую монархию 1905–1917 гг. как самодержавную с отдельными и весьма ограниченными конституционно-парламентскими элементами. Реальные рычаги государственного управления по-прежнему находились в руках царя и слоя приближенных к нему лиц. Именно ими принимались принципиальные решения, влиявшие на характер экономических, социальных и общественно-политических процессов в России.

Апогей массового движения

Манифест успокоил финансово-промышленные круги, создал поле для политического диалога с либералами. Однако уступка властей не смогла сбить высокую волну массового социального движения, которое развивалось в сторону нарастания радикализма. С начала декабря солдатские волнения охватили всю Транссибирскую магистраль, по которой побежденная армия возвращалась из Маньчжурии.

В ноябре 1905 г. 187 делегатов IIКрестьянского съезда приняли резолюцию о национализации земли явочным порядком, взяв на себя функции верховной власти. До лета 1906 г. продолжались массовые разгромы имений и захваты земли, особенно в центральных губер­ниях.

Координационными центрами массового движения в городах почти повсеместно стали советы. В исполком Московского совета входили представители всех левых партий, представители районов Москвы; до 6 тыс. человек насчитывала «боевая дружина» рабочих. 7 декабря 1905 г. началась политическая забастовка в Москве, которая вскоре переросла в вооруженное сопротивление карательным акциям правительства (события 13–19 декабря 1905 г.). Плохая организация, отсутствие ожидавшейся поддержки Петербурга, а главное постепенное изменение ситуации в стране после Манифеста 17 октября привели к поражению восставших. Уже к 19 декабря силами Семеновского и Ладожского полков восстание было подавлено.

Прокатившиеся по стране декабрьские вооруженные восстания, сопровождавшиеся во многих городах разгулом уголовных элементов и грабежами, оттолкнули от революции значительную часть городских жителей, часть средних слоев и мелкой буржуазии.