Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Митрофанова И. - Деструктивные психотехники.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
22.08.2019
Размер:
1.01 Mб
Скачать

Глава 7

Почему люди вступают в секты?

Немного об этологии и социобиологии

В секты уходят абсолютно непохожие друг на друга люди. У них разный темперамент, воспитание, образование, социальное положение и возраст. Хотя некоторые перед вступлением в секту проявляли повышенную эмоциональную возбудимость, в подав­ляющем большинстве это были абсолютно нормальные, уравно­вешенные и психически здоровые люди. Зачастую новообращен­ные молоды, то есть их установки и ценности еще не успели офор­миться и стать устойчивыми. Но обычно контингент сект состо­ит из интеллигентных, воспитанных, интеллектуально развитых, хорошо образованных, тяготеющих к знаниям, идеалистически настроенных, любознательных и стремящихся к духовному раз­витию и бескорыстному служению людей. Было бы неправильно назвать их неудачниками или мечтателями, потому что среди них много предприимчивых и способных людей.

Секта - это бизнес, поэтому туда пытаются завербовать и ква­лифицированных специалистов, которые способны возглавить различные службы, придать организации должную респектабель­ность и успешно вести дела, не получая денежного вознагражде­ния за свой труд.

Проблема «неблагополучных семей», из которых молодые люди уходят в секты, сильно преувеличена. Дело не столько в се­мье, сколько в уровне мастерства вербовщика, сумевшего проявить талант психолога, дар убеждения и интуитивно почувствовать, как подойти к человеку и его проблеме.

Попадая в секту, некоторые люди думают, что получат возмож­ность выразить себя и найти применение способностям, которые не были востребованы в семье или в общественной жизни. Как правило, это коллективисты, которые испытывают непреодоли­мое желание жить и работать в команде. Когда человек не удов-

43

летворяется существующим положением дел и ищет в отношениях с людьми большей глубины и содержательности, он становится более уязвимым, что делает его легкой добычей вербовщика.

Но на практике эти идеалистически настроенные люди редко получают возможность реализовать себя в секте. Жизнь в секте лишь предполагает коллективные действия и потенциальную возможность созидательной деятельности, она лишь демонстри­рует внешние преимущества «сплоченности», возникающей при интенсивном групповом опыте.

Среди завербованных в секты можно также встретить моло­дых идеалистов, которые стремятся доказать собственную неза­висимость, проявить индивидуальность и отстоять право на соб­ственной мнение в семье. Восставая против семейных и обще­ственных ценностей, они пытаются самоутвердиться через уход в секту. Но парадокс заключается в том, что, эти оппозиционеры и бунтари лишаются в секте индивидуальности, так как их гене­тическая семья подменяется суррогатной семьей в лице лидера и руководства секты, от которых они становятся еще более зависи­мыми.

Некоторые люди вступают в секты в результате длительных поисков собственного Пути, завершив искания приемлемого для них вероисповедания. Активный поиск всеобъемлющего тунне­ля реальности часто свидетельствует о желании разрешить глу­бокий внутренний конфликт, связанный с попыткой найти смысл, место и предназначение в жизни. Такие люди могут из пятиде­сятников стать сайентологами, потом саньясинами Ошо, резко перейти в стан агностиков, затем обратиться в неоиндуизм, ув­лечься шаманизмом, стать убежденным поклонником трансцен­дентальной медитации, «миссионером Божественного Света» или мунистом. При этом для многих искателей выбор секты, в кото­рую они вступают, зависит не столько от особенностей ее идео­логии, сколько от случайного стечения обстоятельств. Их внима­ние может привлечь любая секта, если они в нужное время и в нужном месте встретят людей, представляющих эту секту.

Ряд людей принимает систему идеалистических убеждений секты, пытаясь отождествиться с кумиром, знаковой фигурой или идеалом, который разделяет похожие убеждения.

Чтобы ответить на вопрос, почему люди вступают в секты, давайте разберемся, почему люди вообще склонны объединяться

44

в группы (о чем свидетельствуют наблюдения за общественной жизнью в самых разных культурах). Без сомнения, инстинктив­ная потребность объединяться в группы свойственна людям от рождения, потому что все члены группы, в том числе и харизма­тической, по сравнению с индивидуалистами-одиночками полу­чают ряд эволюционных преимуществ, особенно перед лицом опасности, внешней угрозы и в кризисных ситуациях. Человек испытывает потребность в отношениях, постоянно обеспечива­ющих позитивные взаимодействия. Тесные взаимоотношения, позволяющие нам чувствовать, что нас эмоционально поддержи­вают, любят, одобряют и признают, создают ощущение счастья и здоровья.

В то же время пребывание в группе часто противоречит лич­ным интересам индивидуума и порой даже может угрожать лич­ному выживанию. Но тогда почему в процессе эволюции у людей сохранилась эта потенциально губительная для личности черта?

Оказывается, многие аспекты человеческого поведения хоро­шо объясняются социобиологией, развитой на основе теории эво­люции Дарвина Эдвардом Уилсоном. Социобиология применяет принципы эволюции, этологии (науки о поведении животных) и генетики к изучению социальных взаимодействий. С социобио-логической точки зрения, сохранение такой черты объясняется тем, что в группе шансы на выживание всех носителей опреде­ленного признака увеличиваются по сравнению с шансами на выживание каждого индивидуума в отдельности. Другими сло­вами, совокупная приспособленность дает больше преимуществ, чем приспособленность индивидуальная. Если некоторый признак в рассматриваемой популяции способствует выживанию популя­ции в целом, мы говорим, что совокупная приспособленность популяции повышается, хотя шансы на выживание любого конк­ретного индивидуума как носителя этого признака снижаются. Это значит, что вступление в группу способствует повышению сово­купной приспособленности. Отдельные личности могут постра­дать, пожертвовав собой, но группа в целом, состоящая из носи­телей этого признака, получает больше шансов на выживание.

Какой психологический механизм определяет склонность при­соединяться к харизматической группе и, в частности, вступать в деструктивные секты? Что побуждает людей не только вступать, но и оставаться в них, зачастую пренебрегая личными интереса-

45

ми? Чтобы это понять, мы должны установить механизм, кото­рый привязывает индивида к группе, механизм, заложенный в человеческой физиологии.

Как уже говорилось, чаще всего вербовка оказывается удач­ной в тот момент, когда человек находится в состоянии импринт-ной уязвимости, стресса и эмоциональной нестабильности. Стресс стал характерной приметой нашего времени. Люди испытывают стресс на работе и в школе, из-за семейных проблем, проблем со здоровьем, личных переживаний, при переходе на новую работу, смене местожительства, из-за финансовых неурядиц, хроничес­кого «безденежья», потери близких или в состоянии полной нео­пределенности. Обычно наши защитные механизмы помогают нам справляться со стрессом, но бывают периоды особенной уязви­мости, когда мы можем подпасть под чье-то влияние. В такие моменты мы способны принять систему убеждений, которая обе­щает дать нам новый взгляд на мир, придать смысл жизни и по­ставить перед нами новые цели.

Когда люди вступают в харизматическую группу, они избав­ляются от стресса, причем, чем ближе они ощущают себя к груп­пе, тем сильнее эффект облегчения и тем меньше стресс, который они испытывали до вступления в группу. Отдаляясь от группы, они снова начинают чувствовать себя несчастными и состояние стресса возвращается. Каждый такой эпизод служит эффектив­ным обучающим «экспериментом».

Человек начинает видеть в группе защиту от житейских бурь. В то же время группа действует как психологические клещи: с одной стороны, она оказывает сильное давление, а с другой сто­роны, избавляет от стресса. Например, нормы группового пове­дения, которым должен следовать член группы, могут спровоци­ровать у него стресс. Поскольку он привык считать, что его эмо­циональное благополучие зависит от близости к группе, ему ясно: только сохраняя верность группе, он сумеет избавиться от стрес­са. Это, в свою очередь, делает его более послушным групповым требованиям и воле лидера.

Интересно, что избавление от стресса, которое происходит при вступлении в группу, порождает некий снобизм по отношению к людям, которые в эту группу не входят и, как следствие, - деле­ние людей на «своих» и «чужих». Это значит, что вступление в группу, сопряженное со значительным самопожертвованием, обес-

46

печило их рядом преимуществ, которыми они не намерены делить­ся с «чужими». Таков способ самозащиты, к которому всегда при­бегает истинная харизматическая группа.