Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Митрофанова И. - Деструктивные психотехники.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
22.08.2019
Размер:
1.01 Mб
Скачать

Глава 10

Групповая сплоченность

Групповая сплоченность — это результат воздействия всех сил, удерживающих людей в группе. Когда группа сплочена, все ее члены активно работают, всеми силами поддерживая остальных членов и поощряя их самоотверженную преданность группе и ее интересам. Тем самым они защищают друг друга от общей угро­зы, и гарантируют безопасность коллективных источников духов­ного и материального благосостояния. При слабой сплоченности в группе интерес к эволюции и процветанию группы пропадает, забота об утрате ее позиций и «лица» в целом уходит на второй план и вероятность плодотворных совместных действий членов группы уменьшается.

Групповую сплоченность можно наблюдать и в неформальных компаниях подростков, которые ищут любую возможность, что­бы собраться, даже когда этим «сборищам» активно мешают ро­дители. Групповая сплоченность существует и в формально орга­низованных группах, например, в профессиональных спортив­ных командах, военных или полицейских отрядах, члены которых идут на существенные жертвы, чтобы помочь друг другу в выпол­нении общей миссии. Однако в большинстве организованных объединений групповая сплоченность не характеризуется ни не­благоприятной обстановкой, ни великими потрясениями. Члены фуппы могут регулярно встречаться, делиться опытом, обмени­ваться информацией и оказывать друг другу практическую по­мощь.

Эмоциональная близость в семьях - это тоже проявление груп­повой сплоченности, так как все члены семьи отождествляют себя с семьей. И в семьях, и в больших харизматических группах все члены чрезвычайно зависят друг от друга, находят эмоциональ­ную поддержку друг у друга, рассчитывают друг на друга в при­нятии решений и объединяются перед лицом общего врага.

71

Любая религиозная секта должна поддерживать у всех членов секты не только ощущение принадлежности и включенности в единый организм, но и глубокую эмоциональную привязанность друг к другу. Это позволяет объединяться перед лицом внешней угрозы и «гармонизирует» искаженный взгляд секты на мир, даже если социальной стабильности секты угрожает явное помешатель­ство ее лидера, как это случилось в Америке с Бабой.

Секта из тридцати последователей самопровозглашенного гуру Бабы образовалась в начале семидесятых годов, вскоре после того, как Баба совершил духовное паломничество в Индию и начал целыми днями сидеть на скамейке в Центральном парке на Ман-хэттэне. Его последователи, которые называли себя «Семьей», ежедневно приходили к этой скамейке, где ели, пели, медитиро­вали и поклонялись своему лидеру. Они ощущали глубокую эмо­циональную близость к нему и друг к другу. Философия Бабы строилась на концепции «освобождения», согласно которой для слияния с Господом нужно отрешиться от мирских желаний, ам­биций и чувства вины. При этом Баба вообще не разговаривал, а излагал свою концепцию на языке жестов и знаков. Последовате­ли могли понять его персональную образную систему только че­рез переводчика.

Через несколько лет по призыву Бабы группа переместилась в сельскую местность, что свидетельствовало о высокой сплочен­ности группы. Но вскоре у Бабы появились симптомы психичес­кого помешательства. Его немота приобрела характер аутизма, развитый им язык знаков стал до того фрагментарным, что его никто не мог понять, а поведение отличалось странностью и же­стокостью. Например, он потратил значительную сумму денег из скромных фондов группы на покупку личного джакузи, хотя там, где они жили, не было электричества. Кроме того, он начал по­стоянно избивать некоторых членов секты и принуждать женщин к сексуальным контактам.

Все это должно было бы сильно подорвать групповую стабиль­ность. Однако поведение Бабы никак не повлияло на целостность и сплоченность группы! Члены секты совместно пользовались всеми групповыми ресурсами, многие из них передали гуру зна­чительные денежные суммы. Ни переезд в сельскую местность, ни изоляция, ни явная невменяемость Бабы, ни его вызывающее поведение не привело к их разобщению. Они адаптировались к

72

ситуации, сохранив зависимость от лидера и высокий уровень групповой сплоченности. Они продолжали считать, что Баба бла­готворно на них влияет, а путь, который он указал, - это «тяжкое испытание», требующее большой веры и силы духа. Как ни пара­доксально, они считали это моделью свободы, а безумное пове­дение Бабы - следствием отказа от социальных ограничений и условностей. Они не отрицали, что Баба «невменяем», но счита­ли, что «безумие» позволяет ему лучше транслировать божествен­ную энергию и преподносить им уроки. Когда Баба насиловал женщину из секты, группа делала вывод, что эта женщина полу­чила хороший урок не зацикливаться на целомудрии. Покупку джакузи расценили как пример непривязанности к деньгам.

«Семья» Бабы демонстрирует динамику патологически чрез­мерной взаимозависимости и сплоченности, позволяющей ей (то есть «семье) сохранять стабильность перед лицом внутренней и внешней угрозы. Это привело к созданию искаженного представ­ления о реальности, которое было выработано и поддерживалось по взаимному соглашению. Такое искаженное представление по­зволяло группе находиться в равновесии. Консенсус достигался отрицанием реальности и логическим обоснованием коллектив­но-иррациональной системы представлений. Для некоторых групп реальность становится менее важной, чем сохранение тесных уз.

Интенсивная сплоченность, подкрепляемая изоляцией, может служить инструментом для удерживания членов в секте, как, на­пример, продемонстрировала секта «Аум Сенрике». Асахара тре­бовал, чтобы его последователи жили общинами, разорвав связи с семьями и родственниками, и совместно медитировали.

Такое же искаженное проявление социальной сплоченности прослеживается в группах психотерапии. Британский психоана­литик Уилфред Байон, один из создателей современных моделей групповой терапии, указывал, что на динамику группового пове­ления влияют скрытые силы, о которых члены группы даже не догадываются. Причем главной среди этих психологических сил, оперирующих в группе, он считает желание членов зависеть от лидера и сохранять близость друг к другу.

Для исследования динамики больших групп Байон разработал групповые упражнения. Отказываясь или почти отказываясь от лидерства в группах психотренинга, инструкторам-консультантам улавалось спровоцировать непредсказуемое поведение членов,

73

которые, например, начинали крайне враждебно относиться к групповым мероприятиям. Без абстрактного идеала или внешне­го врага трудно очертить границы группы; без границ, а значит и без элементарной структуры, любое действие импульсивно и по­этому потенциально опасно. В таком эмоциональном климате члены группы обращаются к инструкторам, надеясь, что хотя бы они смогут контролировать это буйство; а инструкторы начина­ют испытывать страх, что не сумеют действовать достаточно быстро и разумно, чтобы предотвратить катастрофу.

В харизматических группах лидерам не свойственен подобный страх, ибо они направляют эти силы на формирование «закрытых обществ» с жестким «пограничным контролем», которые требу­ют от членов исключительной и безраздельной преданности. Лидеры сводят все социальные роли, доступные членам, к их груп­повым ролям. Они формируют «социальные коконы», которые позволяют трансформировать личности членов за счет принуж­дения группы к социальной, идеологической или физической изо­ляции.