Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Глава 15.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
20.08.2019
Размер:
89.6 Кб
Скачать

Роль семьи в голосовой терапии

При работе с детьми, нуждающимися в коррекции голоса, необходимо заручиться поддержкой родителей. Родители долж­ны помогать логопеду в обеспечении ребенка медицинской, сто­матологической и психологической помощью. Они должны так­же активно участвовать в осуществлении программ оценки голо­са, лечения и закрепления новых навыков. Роль родителей во время активного терапевтического процесса в большой степени зависит от типа нарушения голоса и типа терапии. По данным Cartwright и Ruscello (1979), многие клиники разработали спе­циальные программы вовлечения родителей в терапевтический процесс. Нужно активно прибегать к конференциям с участием родителей, демонстрировать им различные клинические проце­дуры, в том числе на примере их собственных детей. Родители должны помогать детям дома в проведении лечебных упраж­нений.

Роль семьи особенно велика в тех случаях, когда дело каса­ется узелков голосовых складок или любой другой патологии, связанной с перенапряжением голоса. Лечение узелков голосо­вых складок у детей требует большого терпения, понимания и целеустремленности всей семьи [Arnold, 1963]. Родители, напри­мер, должны четко осознавать, что чрезмерный крик неблаго­приятно действует на голос [Luchsinger, 1965]. Уменьшение различных форм перенапряжения голоса требует совместных усилий всех заинтересованных людей, включая семью, учителей и друзей. Не следует ворчать на ребенка, лучше составить план поведения, который поможет избавиться от перенапряжения голоса [Baynes, 1967]. Необходимо учитывать психосоматиче­ские особенности как ребенка с узелками голосовых складок, так и членов его семьи [Withers, Dawson, 1960].

Серьезную проблему для логопеда представляет нарушение голоса, возникающее в результате подражания ребенка окру­жающим его людям. Нужно подключить к коррекции голоса всю семью и объяснить ребенку суть ситуации. Если возможно, его следует изолировать от человека, которому он подражает [КНп-ger, 1962].

Чтобы добиться эффективного участия в голосовой терапии членов семьи, логопед должен учитывать их чувства к ребенку и отношение к нарушению его голоса. В каждой семье сущест­вуют свои проблемы. F. В. Wilson (1972) сообщил о структуре семьи 1000 детей с нарушением голоса. Он изучил следующие факторы: развод, разрыв между родителями, плохие условия жизни, большое число взрослых в доме, ненормальные отноше­ния между взрослыми и ребенком и между братьями и сестра­ми, включая детей от разных браков. Эти факторы встречались в 42% семей. Webster (1966) констатировал, что вне зависимо­сти от причины нарушения коммуникативной способности ре­бенка можно утверждать, что в этой семье существует опреде­ленная напряженность в отношениях между ребенком и роди­телями. Многие родители испытывают в той или иной степени чувство вины и стараются найти причину нарушения голоса у ребенка. Некоторые родители, скрывая интуитивный страх, ве­дут себя агрессивно. Вполне естественная самозащита от чув­ства вины может проявляться жестокостью по отношению к ребенку или логопеду. Логопед может сделать очень многое для уменьшения этой агрессивности и чувства вины родителей, объ­яснив им суть нарушения и его причины.

Активное участие родителей в процессе лечения особенно не­обходимо в случаях дисфункции гортани, когда перенапряжение голоса способствует не только возникновению нарушения голо­са, но и его хронизации. Moore (1971b) рекомендовал в беседах с родителями и другими членами семьи преследовать две цели: 1) искать способы уменьшения продолжительности разговоров и перенапряжения голоса и 2) содействовать родителям в соз­дании и поддержании более спокойной обстановки дома и во время игр. Родители должны фиксировать периоды перенапря­жения голоса и разработать программу поощрений, которые по­могут ребенку уменьшить крик и громкое пение. Для уменьше­ния продолжительности разговоров автор рекомендовал, чтобы во время обеда, например, вся семья молчала в течение 5— 15 минут; за молчание ребенка награждают, а за нарушение молчания наказывают.

В большинстве случаев можно дать родителям специальные инструкции и составить для них программу оказания ребенку помощи в выполнении домашних заданий логопеда. Fudala (1973) рекомендовал давать родителям задание на дом, после того как логопед продемонстрирует им конкретные методики голосовой терапии. Автор отметил, что у детей, родители кото­рых активно помогали им в выполнении домашних заданий, ре­зультаты были лучше, чем у детей, родители которых делали это неохотно. Родители маленького ребенка с нарушенным слу­хом должны стать его учителями. Bennett (1974) разработал серию программ для родителей, содержащих информацию о ре­чи и языке, а также сведения об упражнениях по тренировке речи. Сначала родители наблюдают за работой логопеда, а за-

гем он наблюдает, как родители работают со своими детьми. Следует сохранять записи домашних упражнений, чтобы роди­тели могли проверить эффективность своей работы и успехи ребенка. Вначале логопед должен контролировать проведение занятий лично или по телефону. При записи очередного задания в тетрадь ребенка туда же можно записать и инструкции для родителей.

родители и ребенок должны ежедневно делать отметки о до­стигнутых успехах. Phillips и Mordock (1974) предлагали роди­телям повесить на кухне специальную таблицу для записи ре­зультатов. В качестве вознаграждения за достигнутые успехи ребенку можно давать различные игрушки, значки, монеты, можно просто похвалить его. После того как ребенок наберет определенное количество очков, его можно наградить походом в кино или в зоопарк. Могут быть и другие варианты. Детям сле­дует объяснить, что вознаграждение они получают за выполне­ние трудных заданий, например, за молчание, когда им хочется кричать. Необходимо вознаградить и очень небольшие постепен­ные положительные изменения голосового поведения.

Родителей нужно ознакомить с критериями желаемого пове­дения. Carpenter и Augustine (1973) рекомендовал логопеду сообщать родителям номер своего телефона, чтобы они звонили ему при возникновении каких-либо затруднений или недостаточ­но хорошем голосообразовании (например, на 50% ниже уров­ня критерия) в течение двух дней подряд или, напротив, при улучшении голосового поведения — для получения инструкции по поводу дальнейших занятий. В конце недели родители дол­жны сообщить логопеду о результатах выполнения ребенком домашних заданий. Предложенные авторами методики помога­ют родителям в занятиях с ребенком и могут быть использова­ны для закрепления новых, улучшенных навыков.

Групповые обсуждения с участием родителей нескольких детей не только сберегают время, но и приносят большую поль­зу, так как родители обмениваются друг с другом знаниями и опытом (в дополнение к информации, получаемой ими от лого­педа) [Webster, Cole, 1979]. Bush и Bonachea (1973) описали программу еженедельных собраний родителей. Их программа была разработана для родителей детей с нарушениями речи, однако основные ее положения можно применить в случаях нарушений голоса. Авторы каждую неделю собирали родителей в школе, где они обменивались опытом лечения своих детей. Вскоре родители начали давать друг другу советы по лечению и решению различных проблем. Например, родители ребенка, любящего кричать, могут посоветовать другим родителям не говорить «закрой рот», а занять его каким-нибудь спокойным Делом и вознаградить, если он будет вести себя спокойно. На этих собраниях можно демонстрировать видеозаписи терапевти­ческих сеансов, например, по устранению различных форм пере­напряжения голоса. Каждую неделю родителям дают инструк-

ции по конкретным домашним заданиям. Это, как правило, ка­кие-то совместные семейные мероприятия, которые следует про­водить в форме развлечений или интересных занятий, но не как скучную домашнюю работу. Встречи родителей в школе имеют и другую положительную сторону: формируются более теплые взаимоотношения между школой и семьей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]