Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция 28.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
17.08.2019
Размер:
232.45 Кб
Скачать

Часть 1 ст. 328 ук предусматривает ответственность за уклоне­ние от призыва на военную службу при отсутствии законных осно­ваний для освобождения от этой службы.

Непосредственным объектом данного преступления является установленный государством порядок комплектования Вооруженных Сил РФ.

Исполнение воинской обязанности гражданами обеспечивает­ся органами государственной власти и местного самоуправления, должностными лицами предприятий, учреждений, организаций в пределах их полномочий, предусмотренных законодательством. Ук­лонение от прохождения военной службы нарушает нормальную де­ятельность этих органов и учреждений, поэтому оно отнесено к пре­ступлениям против порядка управления.

Объективная сторона преступления выражается в бездействии - уклонении (временно или навсегда) от призыва на военную служ­бу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы.

Уклонением от призыва считается неявка призывника по по­вестке военного комиссариата о призыве на военную службу в ука­занный срок без уважительных причин. Оно может выразиться так­же в получении путем обмана незаконного освобождения или отсрочки от призыва на военную службу. В тех случаях, когда способ уклонения от призыва на военную службу содержит в себе признаки другого преступления, совершенные деяния квалифицируются по совокупности преступлений. Например, уклонение от призыва на военную службу путем дачи взятки работникам военкомата или членам медицинской комиссии должно квалифицироваться по ч. 1 ст. 328 и ч. 2 ст. 291 УК. А уклонение путем подложных документов в призывную комиссию или райвоенкомат подлежат дополнительной квалификации по ст. 327 УК.

Неявка на призывной пункт образует состав рассматриваемого преступления только в том случае, когда она была совершена без уважительных причин. К ним относятся: а) заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности; б) тяжелое состояние здоровья или смерть (гибель) близкого родственника призывника (отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата или родной сестры) или лица, на воспитании которого находился призывник; в) препятствия стихийного характера или иные независящие от гражданина обстоятельства, лишившие его возможности явиться в указанные в вызове военного комиссариата место и срок; г) иные обстоятельства, признаные судом уважительной причиной.

Необходимым признаком рассматриваемого преступления является отсутствие законных оснований для освобождения от военной службы. От воинской обяязанности освобождаются граждане: а) мужского пола моложе 16 лет и старше 60 лет; б) женского пола – моложе 18 лет и старше 50 лет; в) негодные к военной службе по состоянию здоровья.

В соответствии с законом от призыва на военную службу освобождается гражданин: а) признанный негодным или ограничено годным к военной службе по состоянию здоровья; б) проходящий или прошедший военную или альтернативную служ­бу; в) прошедший военную службу в вооруженных силах другого го­сударства.

Право на освобождение от призыва на военную службу имеет также гражданин, родной брат которого погиб или умер во время прохождения военной службы по призыву.

Оконченным рассматриваемое преступление считается с мо­мента неявки призывника на призывной пункт в тот срок, который указан в повестке, или когда путем обмана получил освобождение от призыва на военную службу.

По ч. 1 ст. 328 УК квалифицируются также случаи неявки по повестке военного комиссара лица, призванного на военную служ­бу, для направления его к месту военной службы, совершенные без уважительных причин. Началом военной службы считается день за­числения гражданина в списки личного состава воинской части.

Субъектом преступления могут быть только граждане Россий­ской Федерации, обязанные по закону нести военную службу, достигшие возраста 18 лет.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется прямым умыслом. Мотивы значения для квалификации не имеют.

Частью 2 ст. 328 УК устанавливается ответственность за укло­нение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы.

Обязательная альтернативная гражданская служба (на стройках, в медицинских учреждениях и пр.) вводится для лиц, освобожденных от военной службы по религиозным убеждениям или иным причинам.

Непосредственным объектом данного преступления является нормальная деятельность государственного аппарата по обеспече­нию прохождения альтернативной гражданской службы лицами, освобожденными от военной службы.

Объективная сторона характеризуется бездействием — уклонением от прохождения альтернативной гражданской службы. Способы уклонения значения для квалификации не имеют. Состав формальный.

Субъективная сторона этого преступления характеризуется прямым умыслом: виновный сознает, что уклоняется от выполне­ния обязанности пройти альтернативную гражданскую службу, и желает уклониться от ее прохождения.

Субъект - лицо, которому на законном основании военная служба заменена альтернативной военной службой, достигшее 18 лет.

Самоуправство (ст. 330 УК РФ)

Самоуправство определяется как самовольное, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку совершение каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином, если такими действиями причинен существенный вред.

Обще­ственная опасность данного преступления заключается в том, что оно нарушает установленный порядок осуществления гражданами своих прав и причиняет существенный вред интересам граждан либо государственным или негосударственным организациям.

Объектом преступления является установленный государством порядок осуществления гражданами своих прав и совершения юридически значимых действий, а также охраняемые законом права и интересы граждан и юридических лиц.

Объективная сторона данного преступления заключается в самовольном то есть вопреки установленному порядку совершении (каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином. Порядок совершения таких действий мо­жет быть определен как в законе, так и в ином нормативном право­вом акте.

Признаком объективной стороны рассматриваемого преступ­ления является причинение существенного вреда другим гражданам или организациям. Вопрос о том, является ли причиненный вред существенным, решается в каждом конкретном случае не только в зависимости от размеров причиненного ущерба, но и с учетом важ­ности нарушенных прав и интересов.

Субъективная сторона самоуправства характеризуется пря­мым умыслом. Лицо сознает, что оно самовольно, вопреки установ­ленному порядку совершает действия, правомерность которых оспа­ривается другим лицом или организацией, и желает этого. Цели и мотивы имеют факультативное значение.

Субъектом преступления могут быть только частные лица, достигшие 16-летнего возраста.

Квалифицированный вид самоуправства предусмотрен в ч. 2 ст. 330 УК. В качестве отягчающих обстоятельств закон предусмат­ривает совершение самоуправства: 1) с применением насилия или 2) с угрозой применения насилия. Характер насилия в законе не рас­крывается. Исходя из систематического толкования анализируемой статьи УК и норм Уголовного кодекса, которыми предусматривает­ся ответственность за преступления против личности, можно прий­ти к выводу, что в данном случае имеется в виду насилие, не соеди­ненное с причинением потерпевшему тяжкого вреда здоровью. Если же причинен указанный вред здоровью, то содеянное должно квали­фицироваться по совокупности как самоуправство и как умышлен­ное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК).

В судебной практике возникают вопросы, связанные с разгра­ничением самоуправства и сходных с ним преступлений. В частно­сти, получили распространение случаи, когда в целях взыскания долга кредиторы (лично или прибегая к помощи других лиц) при­меняют насилие к неисправным должникам. Эти действия по сво­им внешним признакам имеют сходство с такими преступлениями, как вымогательство, грабеж и разбой, что нередко влечет за собой ошибки в их квалификации. Подобные действия не содержат в себе признаков хищения, поскольку умысел виновного направлен на ре­ализацию своего права (действительного или предполагаемого) вопреки правилам, установленным Гражданским и Гражданско-процессуальным кодексами. Поэтому такие действия подлежат квалификации как самоуправство.

Самоуправство следует отличать от преступлений, предусмотренных статьями 286 и 288 УК. Субъектом самоуправства, как отмечалось, является только частное лицо. Если же аналогичные действия совершает должностное лицо в связи с осуществлением своих служебных функций, то совершенное преступление квалифицируется по ст. 286 УК как превышение должностных полномочий. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 288 УК (присвоение полномочий должностного лица), являются государственные служащие или служащие местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами, которые присваивают себе полномочия должностных лиц. При самоуправстве виновный не присваивает себе звание должностного лица, а действует от своего собственного имени, хотя по существу он присваивает себе функции должностных лиц.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]