Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Семинар 4. Иностранцы о Руси.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
14.08.2019
Размер:
160.26 Кб
Скачать
    1. Характеристики внешнего вида (одежда и прическа опрятность)

ОДЕЖДА Бояре одеваются таким образом. Во-первых, на голову на­девают тафью, или небольшую ночную шапочку, которая закры­вает немного более маковки и обыкновенно богато вышита шел­ком и золотом и украшена жемчугом и драгоценными каменья­ми. Волосы на голове стригут плотно до самой кожи, кроме того, когда кто бывает в опале у царя. Тогда отращивает он волосы до плеч, закрывая ими лицо, как можно уродливее и безобразнее. Сверх тафьи носят большую шапку из меха чернобурой лисицы (почитаемого за лучший мех) с парою или длинною тульею, ко­торая возвышается из меховой опушки наподобие персидской или вавилонской шапки. На шею (всегда голую) надевается оже­релье из жемчуга и драгоценных камней, шириной в три и четы­ре пальца. Сверх рубахи, изукрашенной шитьем (потому что летом они дома носят ее одну), надевается зипун, или легкая шелковая одежда, длиной до колен, которая застегивается спе­реди, и потом кафтан, или узкое застегнутое платье, с персидс­ким кушаком, на котором вешают ножи и ложку. Кафтаны шьют­ся, обыкновенно, из золотой парчи и спускаются до самых лоды­жек. Сверх кафтана надевают распашное платье из дорогой шелковой материи, подбитое мехом и обшитое золотым галу­ном: оно называется ферезью. Другая верхняя одежда из кам­лота или подобной материи есть охабень, весьма длинный, с рукавами и воротником, украшенным каменьями и жемчугом. При выходе из дома набрасывается сверх всей этой одежды (кото­рая очень легка, хотя состоит из нескольких платьев) так назы­ваемая однорядка, похожая на охабень, с той разницей, что шьется без воротника; она бывает, обыкновенно, из тонкого сук­на или камлота. Сапоги, которые носят вместо исподнего пла­тья, с заправленными в них онучками (вместо носков), делаются из персидской кожи, называемой сафьян, и вышиваются жемчу­гом. Нижнее платье обыкновенно из золотой парчи. Со двора они всегда ездят верхом, хотя бы на самое близкое расстояние, что соблюдается и боярскими детьми, или дворянами.

Боярские дети, или дворяне, одеваются точно также, упот­ребляя только другую материю на платья, но кафтан или нижнее платье и у них бывают иногда из золотой парчи, а прочее платье суконное или шелковое.

Благородные женщины (называемые женами боярскими) но­сят на голове тафтяную повязку (обыкновенно красную), а сверх нее шлык, называемый науруса, белого цвета. Сверх этого шлы­ка надевают шапку (в виде головного убора из золотой парчи), называемую шапкой земской, с богатой меховой опушкой, с жем­чугом и каменьями, но с недавнего времени перестали унизы­вать шапки жемчугом, потому что жены дьяков и купеческие ста­ли подражать им. В ушах носят серьги в два дюйма и более, золотые с рубинами, сапфирами или другими драгоценными ка­меньями. Летом часто надевают покрывало из тонкого белого полотна или батиста, завязываемое у подбородка, с двумя длин­ными висящими кистями. Все покрывало густо унизано дорогим жемчугом. Когда выезжают верхом или выходят со двора в дожд­ливую погоду, то надевают белые шляпы с цветными завязками (называемые шляпами земскими). На шее носят ожерелье, в три и четыре пальца шириною, украшенное дорогим жемчугом и драгоценными камнями. Верхняя одежда широкая, называемая опашень, обыкновенно красная, с пышными и полными рукава­ми, висящими до земли, застегивается спереди большими зо­лотыми или, по крайней мере, серебряными вызолоченными пуговицами, величиной почти с грецкий орех. Сверху, под ворот­ником, к ней пришит еще другой большой широкий воротник из дорогого меха, который вшит почти до половины спины. Под опашнем, или верхней одеждой, носят другую, называемую лет­ником, шитую спереди без разреза, с большими широкими рука­вами, коих половина до локтя делается, обыкновенно, из золо­той парчи, под нею же ферезь земскую, которая надевается сво­бодно и застегивается до самых ног. На руках носят весьма кра­сивое запястье, шириною пальца в два, из жемчуга и дорогих каменьев. У всех на ногах сапожки из белой, желтой, голубой или другой цветной кожи, вышитые жемчугом. Такова парадная одежда знатных женщин в России.

Платье простых дворянских жен отличается только матери­ей, но покрой один и тот же.

Что касается до мужиков и жен их, то они одеваются очень бедно: мужчина ходит в однорядке, или широком платье, кото­рое спускается до самых пят и подпоясано кушаком, из грубого белого или синего сукна, с надетою под ним шубой или длинным меховым или овчинным камзолом, в меховой шапке и в сапогах. У мужиков победнее однорядки из коровьей шкуры. Так одева­ются они зимой. Летом обыкновенно не носят они ничего, кроме рубахи на теле и сапог на ногах. Женщина, когда она хочет наря­диться, надевает красное или синее платье и под ним теплую меховую шубу зимой, а летом только две рубахи (ибо так они их называют) одна на другую, и дома, и выходя со двора. На голове носят шапки из какой-нибудь цветной материи, многие также из бархата или золотой парчи, но большей частью повязки. Без серег серебряных или из другого металла, и без креста на шее вы не увидите ни одной русской женщины, ни замужней, ни де­вицы (Флетчер, с. 125—127).

Наряд их однообразен. Мужчины ходят в длинных свитках во­дянисто-пепельного цвета, с рукавами, почти в три фута; очень многие, кто побогаче, сбирают их складками на локтях; носят высокие шапки; волосы, подобно жидам, подстригают; бороду вообще рыжую не бреют, подпоясываются кушаком, отчего и бывают толстобрюхи. Сапоги носят из турецкой кожи желтой, голубой, а то и зеленой, подешевле из черной, плотно и ловко обтягивающие ноги. Женщины среднего сословия носят шелко­вую одежду, большей частью желтого цвета, с длинными рука­вами, которые либо волочатся по земле, либо собираются в склад­ки на локтях; без них редкая обойдется — иначе ее сочтут ли­шенной лучшего украшения. По праздникам надевают они верх­нюю одежду, обшитую всюду галунами на манер наших жидовок в шабаше, тоже со спускающимися вниз рукавами. Голову по­крывают шапками, наподобие шляпы, сверху круглыми, со ско­шенной в четыре рога опушкой, на которую ради приличия наки­дывают еще персидское покрывало, закрывая им лицо. Однако прочую одежду на теле совсем не стягивают, отчего и бывают чудовищной толщины (Таннер, с. 101—102).

Женщины в стране московитов красивы лицом и очень мило­видны; их дети походят на детей франков, но более румяны. Го­ловной убор женщин — маленькая грузинская шапочка с отво­роченными краями, подбитая ватой; таков убор крестьянок. В больших селениях и городах сверх этой шапочки надевают кол­пак с чудесным черным мехом, под которым скрываются все во­лосы, так что шея женщины остается на виду, нескрытой. Деви­цы в стране московитов носят на голове род очень высокой шапки с меховым отворотом. Что касается убора жен богатых людей, то они носят колпаки, расшитые золотом, украшенные драго­ценностями, или же из материи с прекрасным черным мехом лисьим) или иным с длинным черным волосом, быть может, в пядь длиною. Одежда мужчины по мерке человека, ни больше ни меньше, и непременно с пуговицами и тонкими петлицами, застегнутыми сверху донизу, которые делаются на разрезах на полах. Волосы на голове они бреют только раз в год (Павел Алеппский, с. 128, 129, вып. II).

Все они имеют сходное одеяние или телесное убранство; кафтаны они носят длинные, без складок, с очень узкими рука­вами почти на венгерский лад; при этом христиане носят узелки, которыми застегивается грудь на правой стороне, а татары, имеющие очень похожее одеяние, — на левой. Сапоги они но­сят по большей части красные и притом очень короткие, так что они не доходят до колен, а подошвы у них подбиты железными гвоздиками. Рубашки у всех почти разукрашены около шеи раз­ными цветами; застегивают их запястьями или шариками сереб­ряными или медными вызолоченными, присоединяя ради укра­шения жемчуг. Они подпоясываются отнюдь не по животу, но по бедрам, и даже отпускают пояс до паха, чтобы живот больше выдавался (Герберштейн, с. 80).

Молодые люди обоего пола одеваются по-своему. Парни хо­дят в коротких кафтанах пепельного цвета, не доходящих до ко­лен; чтобы быть тонкими и проворными, они крепко подпоясы­ваются; к бедру привешивают длинный нож в ножнах (сабли, на­зываемые чечуги, позволяется носить только солдатам), коим в ссорах нередко распарывают животы друг другу- Шею тоже ук­рашают ожерельем, шириной в три пальца, унизанным жемчу­жинами; в руке носят палку, по-ихнему тарволку. Девицы, более чем замужние, сбирая складки рукава рубашки, носят длинные голубого цвета платья с рукавами, по обыкновению волочащими­ся по земле. Волосы, подобно нашим жидовкам, расчесывают на две стороны, с широкими повязками и с заплетенными двумя лентами на конце. На лоб (который немилосердно румянят, как и все лицо) привешивают украшенный сверкающими звездочка­ми и жемчужинами ободок (Таннер, с. 102).

Повседневная одежда московитян, даже и знатных, не рас­строит очень состояния. Весьма узкое исподнее платье из де­шевого сукна, да шелковый, немного не достающий до икр зипун и надетый сверх него кафтан с длинными рукавами, летом из зуфи (камлота), а зимой из сукна на меховом подбое. Хотя эти оба платья и поизотрутся, и запачкаются в носке, московитяне, однако ж, не пренебрегают ими до того, чтобы бросать их. Когда

же надобно быть у приема послов иноземных государей, или при отправлении общественных молебствий, или на свадебных тор­жествах, тогда все, что делается дорогого на атталийских ткац­ких станках, вся ценная добыча с ободранных зверей, все произ­ведения в драгоценных камнях богатого Востока, все приноше­ния в жемчужных раковинах Эритрейского (Черного или Красно­го) моря — все это московитяне, обвешанные крест-накрест по плечам тяжелыми золотыми цепочками, чванливо выставляют напоказ из самой пустой пышности на ферязях и шубах, которые никогда не выходят из моды по неизменному своему покрою и передаются далее для долгой носки внукам, на остроконечных шапках, на повязках или лучше ожерельях, облегающих их шею. Если недостаточное состояние не дозволяет кому-нибудь запа­стись такой одеждой, тому выдается она в ссуду соответственно его званию из царской казны, за какую-нибудь ничтожную плату. Только, кто бы он ни был, пускай остерегается изорвать или за­пачкать, взятое в ссуду платье, либо украсть, или потерять сколь­ко-нибудь жемчуга на нем, а то за всякое должен будет запла­тить дорогой ценой, а за вину свою или за нерадение вытерпеть наказание батогами.

ОПРЯТНОСТЬ И КРАСКИ: Муж обязан давать жене краски, так как у русских существует обыкновение краситься. Это так обыч­но между ними, что нисколько не считается позорным. Они так намазывают свои лица, что почти на расстоянии выстрела мож­но видеть налепленные на лицах краски; всего лучше сравнить их с женами мельников, потому что они выглядят, как будто око­ло их лиц выколачивали мешки муки; брови они раскрашивают в черную краску, под цвет чагота. Лучшее, что умеют здесь жен­щины — хорошо шить и прекрасно вышивать шелком и золотом (Неизвестный англичанин, с. 28). У женщин всех разрядов в Московии все потребности состоят в ежедневной еде да в наря­дах: выезжая куда-нибудь, они носят на своем платье доходы со всего отцовского наследства, и выставляют напоказ всю пыш­ность своих изысканных нарядов, хотя сами никогда не бывают опрятны. Потому что, если природа и не обезобразит их каким ни есть недостатком, который исправляется искусством, тем не менее все они натирают все лицо с шеей белилами, а для под­краски щек и губ прибавляют еще румян. (Маейрберг, с. 84).