Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
aleksandrov_e_o_vzorvannyy_mozg_posttravmatiche....rtf
Скачиваний:
101
Добавлен:
06.08.2019
Размер:
2.83 Mб
Скачать

155

Александров Е.О

Взорванный мозг.

Посттравматическое стрессовое расстройство.

Клиника и лечение.

Новосибирск:

Книга посвящена одной из сложнейших проблем современной психотерапии — посттравматическому стрессовому расстройству. Рассматриваются вопросы этиологии, клиники, профилактики, терапии.

Книга предназначена для психотерапевтов, психологов, психиатров и всех интересующихся этой проблемой.

© Издательство “Сибвузиздат” Александров Е.О. Взорванный мозг. Посттравматическое стрессовое расстройство. Клиника и лечение. — Новосибирск:

Статистика

Каждый первый из тех, кто там был, не забудет о том никогда

Если ему не хватало сил, возвращался в мыслях туда

Каждый второй оборвет разговор, пресекая его на корню,

Если кто затеет спор, кто ответит за ту войну?

У каждого третьего нет больше сил, чтобы что-то еще доказать.

Но каждый четвертый еще не остыл и готов продолжать воевать.

У каждого пятого нет ничего, ни семьи, ни двора, ни кола.

А каждый шестой отошел от всего, выбрал Библию или Коран.

Это не мистика тянет на дно тех, кто мечен Афганской войной.

Это статистика, та, что давно затянула нас мертвой петлей.

И в этой ловушке мы все как один, только номер у каждого свой.

Тех, кого этот синдром не добил, добивают любою ценой.

Каждый седьмой был когда-то женат, но теперь он уже разведен.

И в этом не только вина ребят, просто мало хороших жен.

Каждый восьмой пришел в орденах, и ему говорили: “Герой”.

Теперь все развенчано в пух и прах, кто считается с этой войной?

Каждый девятый в холодном бреду, просыпаясь, кричит по ночам.

Не потому что он видел войну, потому что он просто был там.

Каждый десятый пролил свою кровь, не бывает войны без потерь.

Сегодня война возвращается вновь. Только кто заплатит теперь?

Каждый двадцатый не видит вокруг ничего кроме водки и слез.

Жизнь для него словно замкнутый круг, так не долго до траурных роз.

Каждый тридцатый сидит на игле, но не верит, что он наркоман.

И отогреть его в этой золе может лишь новый дурман.

Каждый двухсотый без ног или рук, и протезы не в радость ему.

Кто в этой жизни хоть чем-то помог? Эти льготы теперь ни к чему.

И если один выпадает из ста, кто в тюрьме продолжает свой путь.

Это не мало, но именно то, в чем нас любят не раз упрекнуть.

Каждый первый из тех, кто там был, не забудет о том никогда.

НИКОГДА!

Л. Мусин (песня из сборника “Боевое братство — Память”)

Новосибирск, 1998 г.

Предисловие

Жизнь любого человека полна неожиданностей, как приятных обогащающих яркими, теплыми эмоциями, так и болезненных, способных изломать дальнейшую судьбу, разделяющих всю жизнь на до и после. Вот о таких ситуациях, вернее об их последствиях я и хочу рассказать. Как влияет психотравмирующая ситуация на человека, на его психологическое и соматическое здоровье, на его дальнейшую жизнь. К психической травме отношу ситуации реально опасные для жизни и здоровья человека — техногенные катастрофы, природные катаклизмы, бандитские нападения, война. Цивилизация избаловала людей иллюзией безопасности, многие и многие живут в уверенности, что всякие ужасы — это там по телевизору. И с одной стороны это замечательно, потому что человек может тратить всю свою энергию на развитие и самореализацию, но с другой стороны, попадая в ситуацию реальной опасности, когда интеллект уступает место инстинктам выживания, цивилизованный человек теряется и затем, вполне может сломаться, как психологически, так и физически. Скорее всего потому, что инстинкты тоже требуют предварительной подготовки и тренировки. Вспомните из истории классическое событие — падение Римской империи под ударами диких варваров. Насчет дикости можно спорить, но вот то, что у варваров был лучше тренирован инстинкт выживания, по сравнению с изнеженными римскими гражданами — это несомненно.

Хорошо тренирует инстинкты спорт, игровые виды, экстремальные виды, различные единоборства. Но ведь серьезно ими занимаются единицы, а остальные граждане от случая к случаю и то чаще прядя по телевизору.

А отношение к смерти, в том числе и к собственной? Этот вопрос всегда занимал важное духовное значение. В любой религии идеи смерти отводилось одно из главных мест и может быть и для того, чтобы максимально уменьшить естественный страх смерти для любого человека. Именно страх смерти чаще всего и является пусковым крючком для такого серьезного страдания, как посттравматическое стрессовое расстройство. Не буду сравнивать мировые религии по этому показателю, в каких лучше этот вопрос проработан, в каких хуже. Это бессмысленно. Но вот то, что идея относительно спокойного отношения к собственной смерти, как важное зернышко — должно быть посеяно, развито и затем постоянно поддерживаться, это несомненно. И не просто теоретическая идея, а в виде искренней веры. Считаю, что этот вопрос должен развиваться православной российской церковью, мало верить в Бога, необходима Вера. Кроме религиозного института, этим вопросом должна заниматься и практическая психология. Изучение, внедрение различных видов психотренингов и психотехник, особенно для категории людей, работающих в рискованных ситуациях: военных, милиции, пожарных и т.д. В этих ведомствах пока только говорят о психологической разгрузке и не более.

На Западе давно изучается влияние психической травмы на человека, создаются различные теоретические модели посттравматического стрессового расстройства, способы лечения. Но и там ведется спор, то ли есть такой синдром, то ли нет. В нашей стране, на мой взгляд, изучение данной проблемы только начинается.

А ведь Россия одна из стран, где посттравматический синдром встречается чаще всего. Включаю телевизор, криминальная сводка по Новосибирску: “За прошедшие сутки зарегистрировано 13 разбойных нападений, 11 изнасилованных ...” и т.д. Это только зарегистрированных, каждый знает, что регистрируются не все случаи. Реально насилия гораздо больше. Что потом с этими людьми, как у них со здоровьем? Можем только догадываться. И такое количество преступлений против личности каждый день. А автомобильные катастрофы? А пожары? А авария в Чернобыле? Ведь тех кто там работал, убивает не только радиация, но и пережитый страх, и психическое напряжение.

А различные войны? Думаете, их было мало после Великой Отечественной Войны? После 1945 года советская, а ныне Российская Армия воевала в 20 странах мира, в некоторых по несколько раз. Короткий перечень:

Боевые действия в Лаосе, с января 1960 г. по декабрь 1963 г. с августа 1964 г. по ноябрь 1968 г.; с ноября 1969 г. по декабрь 1970 г.

Боевые действия во Вьетнаме: с января 1961 г. по декабрь 1974 г. Боевые действия в Алжире: 1962 — 1964 г.г.

Боевые действия в Йеменской Арабской Республике: с 18 октября 1962 г. по 31 марта 1963 г.; с ноября 1967 г. по декабрь 1969 г. Боевые действия в Эфиопии: 1962 — 1991 г.г.

Боевые действия в Египте: с 18 октября 1962 г. по февраль 1975 г.

Боевые действия в Сирии 5 — 13 июня 1967 г.; с 1 марта по 31 июля 1970 г. с 1 сентября по 30 ноября 1972 г.; 6 — 24 ноября 1973 г.

Боевые действия в Мозамбике: 1967 — 1969г.г.; с ноября 1975г. по ноябрь 1979г.

Боевые действия в Камбодже: с апреля по декабрь 1970 г. Боевые действия в Бангладеш: 1972 — 1973 г.г.

Боевые действия на Кипре и в прилегающей акватории: июль — август 1974 г. Боевые действия в Анголе с ноября 1975 г. по 1994 г.

Боевые действия в ходе китайско-вьетнамского конфликта: с 17 февраля по 18 марта 1979 г.

Боевые действия в Афганистане: с апреля 1978 г. по 15 февраля 1989 г.

Боевые действия в ходе ирано-иракской войны: с сентября 1980г. по август 1988г.

Боевые действия в Сирии и Ливане: июнь 1982 г. Боевые действия в Южном Судане: 1983-1994 г.г.

Боевые действия в ходе йеменско-саудовского конфликта: с 1 декабря 1983 по 31 января 1984 года.

Боевые действия в Народной Демократической республике Йемен: 1-31 января 1986 г.

Боевые действия на территории Ливии и в акватории залива Сидр: с 23 марта по 15 апреля 1986 года.

Боевые действия в Сомали: 1991-1994 г.г.

Боевые действия в Кувейте и акватории Персидского залива: с 17 января по 28 февраля 1991г

(Информация из приложения к Федеральному закону “О ветеранах”).

А ведь были еще Корейская война, события на о. Даманский и других местах советско-китайской границы, события в Чехословакии 1968 г., Приднестровье, Закавказье, Таджикистан, Югославия. Война в Чечне. И в Дагестане, и вновь в Чечне. И сколько их еще может быть впереди? Как эти люди живут, как у них со здоровьем?

“Война — это травматическая эпидемия” сказал великий русский врач, основатель военной медицины, Пирогов, но я бы еще добавил — психотравматическая эпидемия.

“Афганский синдром”, “Чеченский синдром” — это все варианты посттравматического стрессового расстройства после перенесенной боевой психической травмы. Наше государство как всегда не думает о последствиях, о людях прошедших войну, откупается копеечными льготами. Как тут не вспомнить о знаменитой теории “винтиков”.

А ведь есть еще один мощный источник психической травмы — тюрьмы, человек прошедший эту систему, или хотя бы один ее элемент, приобретает все проявления психотравматического синдрома.

По мнению некоторых ученых проявления посттравматического стрессового расстройства могут передаваться по наследству следующим поколениям, то есть если вспомнить историю нашей многострадальной России, можно понять, почему такая могучая страна столько лет топчется на месте, вместо того, чтобы развиваться. Накопился настолько негативный психологический потенциал, что уже не до развития. Посмотрите, ведь как любая жертва насилия, Россия не живет, а выживает из года в год.

Данная книга основывается на личном опыте работы в отделении реабилитации военнослужащих, участников вооруженных конфликтов, а также на всех доступных для меня источников информации: российских и зарубежных.

Описание клиники и подходов к лечению посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) дается в основном на основании изучения клинической картины у ветеранов войн, как наиболее яркое и тяжелое течение. Но представлены и случаи из собственной практики других вариантов ПТСР и “горя”, развившихся после различных “бытовых” ситуаций. Я отнюдь не претендую на “абсолютную истину” и целью данной работы предполагаю сфокусировать внимание на такой проблеме как формирование относительно нового направления в психотерапии — посттравматической терапии. Проведение семинаров на данную тему, показывает большой интерес и потребность со стороны профессионалов, сталкивающихся в своей практике с посттравматическими пациентами, особенно с ветеранами войн. Эта категория пациентов имеет право на адекватную специализированную помощь, на эффективное и скорейшее решение своих проблем.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]