Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема 1 (урок 4)-итог.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
05.08.2019
Размер:
714.75 Кб
Скачать

Философия Новейшего времени (XIX – XX вв.)

К сожалению, путь саморазвития оказался не столь безоблачным, как это виделось вначале. XVIII век принес с собой не столько равенство и братство, сколько кровавые революции и жестокие гражданские войны. На пути прогресса, разума и свободы почему-то стали систематически появляться преграды, проистекающие, судя по всему, не из внешних источников, а из внутренне противоречивой природы самих этих понятий. Философы стали замечать, что разум в некоторых своих проявлениях может быть неразумным, свобода – несвободной, а прогресс необязательно делает человека счастливее.

В

Иммануил Кант (1724-1804)

се это заставляло задуматься о наличии внутренних границ разума и свободы, проистекающих из самой их структуры. Наиболее остро данные вопросы сумел поставить Кант, совершив, по его же собственным словам, «коперниканский переворот в философии». В представлении Канта философия должна быть прежде всего «критикой», т.е. выяснением условий возможности и границ применимости тех или иных интеллектуальных конструкций. Именно с этого пункта началась «немецкая классическая философия», характерными чертами которой стали трансцендентализм (стремление очертить пределы возможного опыта), априоризм (опора на вне-опытные формы знания) и диалектика (метод примирения и разрешения противоположностей через осознание их внутреннего единства).

Своего наивысшего выражения этот подход достиг в лице Гегеля, сумевшего построить, как он (небезосновательно!) считал, абсолютно завершенную, строгую и в то же время чрезвычайно гибкую философскую систему. Всемирная история в ней рассматривалась как «прогресс разума в осознании свободы», причем все внутренние противоречия трех упомянутых категорий (прогресс, свобода, разум) оказывались закономерными, временными и вполне разрешимыми в ходе самой этой истории. Как тут не вспомнить известную формулировку Лейбница о том, что «все к лучшему в этом лучшем из миров»! С некоторыми вариациями, к подобным оптимистическим выводам приходили все представители «классической» линии.

Но вопреки столь явному, как казалось, триумфу философской мысли, в духовной культуре Европы начинает складывается совершенно иной образ философствования – неклассический, со свойственными ему иррационализмом и пессимизмом.

П

Фридрих Ницше 1844-1900)

Информация к размышлению

«Бог умер»

«Тогда безумец вбежал в толпу и пронзил их взглядом. Где Бог? – воскликнул он. – Я хочу сказать вам это! Мы его убили – вы и я! Мы все его убийцы! Но как мы сделали это? (…) Не падаем ли мы непрерывно? Назад, в сторону, вперед, во всех направлениях? Есть ли еще верх и низ? Не блуждаем ли мы словно в бесконечном Ничто? Не дышит ли на нас пустое пространство?» (Ф.Ницше)

редставители неклассической философии усматривают в абсолютных системах гегелевского типа не торжество разума, но апофеоз безумия, в которое впадает разум, занимаясь скрытым самолюбованием. И дело не в том, что разум плохо объясняет мир. Просто, как они считали, ни одно, даже самое продуманное и наукообразное объяснение мира еще ни в малейшей степени не помогает человеку жить, не избавляет его от страданий, не делает его счастливее. Оказывается, между «созерцать» и «жить» – целая пропасть. Как замечает Шопенгауэр, «ученые – это те, которые начитались книг; мудрые – это те, которые читают непосредственно в книге жизни». Ему вторит Ницше: «из всего написанного я верю только тому, что пишется своей кровью». Поэтому подлинной реальностью для неклассических философов, как правило, оказывается живая и напряженная воля («воля к жизни» у Шопенгауэра, «воля к власти» у Ницше, иррациональное «либидо» у Фрейда). Соответственно, и мир окрашивается у них в довольно мрачные тона, оказывается «больным», «безумным», «абсурдным». Все выглядит так, как будто философский разум, воспаривший за пределы мира, чтобы охватить его «снаружи» в одном ясном и завершенном понятии, вдруг обнаружил отсутствие самого себя в этом мире – обнаружил (что совершенно естественно!) мир, покинутый разумом и чужой.

В этом парадоксальном повороте мысли некоторые исследователи видят конец, смерть философии (см. лекцию К.А.Свасьяна «Конец истории философии»)6. Другие, напротив, предлагают выйти за пределы «классического» и «неклассического» идеалов философии, чтобы начать так называемую «постнеклассическую эру» – эру постмодернизма.

1 Юмористический анимационный клип «История западной философии» (на англ. яз. с субтитрами) по мотивам одноименного учебника Б.Рассела можно посмотреть здесь.

2 Исключением, пожалуй, являлся Сократ, который пытался, по словам Цицерона, «свести философию с неба на землю».

3 «Тогда принял Бог человека как творение неопределенного образа и, поставив его в центре мира, сказал: "Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению.» (Пико дела Мирандола. Речь о достоинстве человека.)

4 В современной философии термин «логоцентризм» используется иногда в более специфическом смысле, обозначающем культ «записанного слова», в противоположность «фоноцентризму» – культу слова звучащего (см. Деррида Ж. О грамматологии). Но и в этом понимании логоцентризм, несомненно, присущ эпохе Модерна.

5 Парадигма (греч. «пример», «образец») – некая исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения.

6 Аудиофрагмент прилагается.