Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
лекции по фил.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
02.08.2019
Размер:
249.34 Кб
Скачать

Научные революции как смена типов научной рациональности

Глобальные революции сопровождаются также и сменой типов рациональности. С XVII в. рациональность отождествлялась с наукой, научной рациональностью. Принцип историзма, ставший ключевым в анализе науки (Т. Кун, И. Лакатос и др.), позволил говорить о том, что научная рациональность, как и наука, исторически меняется.

Исторически первой формой рациональности является не наука, а философия (в частности, античная). Парменид, древнегреческий философ, провозгласил принцип тождества мышления и бытия. Бытие в его понимании это то, о чем можно лишь мыслить, поскольку оно не сводится к вещам чувственного мира. Платон развил эту идею, создав учение о бытии как мире бестелесных сущностей, который можно «узреть» только внетелесным путем – взлетом мысли. Таким образом, в античности был провозглашен принцип рациональности, согласно которому истину можно узреть лишь умом, не прибегая к чувственным показаниям.

Первая научная революция, произошедшая в Западной Европе, сформировала особый тип рациональности – научный. Бытие перестало рассматриваться как Абсолют, Бог, Единое, а Космос был отождествлен с природой, которая понималась как единственная реальность, вещественный универсум («Бытие – природа»). В познании укоренилось представление о том, что разум наблюдает и исследует природу вещей как бы со стороны. Объективность, т.е. независимость от субъекта, безразличное к ценностям субъекта знание становится идеалом научной рациональности. Она признавала правомерность только тех идеальных объектов, которые можно воспроизвести, повторить в эксперименте. Мыслительным, идеальным экспериментом этого периода становится математика: научным признавалось только то, что могло быть конструировано и выражено языком математики. Если в античности, у Пифагора и его учеников, математика имела духовно-мистический смысл, то Галилей превратил ее в технику исследования.

Таким образом, итогом первой научной революции было формирование нового научного типа рациональности, который характеризуется механистичностью, отсутствием историчности, объективностью, жесткой причинно-следственной детерминацией. Этот тип рациональности определяется как классический.

Вторая и третья научные революции разрушили механистический взгляд на мир благодаря идее развития. В результате был размыт классический тип рациональности, утвердилась неклассическая рациональность. Ее основными содержательными элементами являются:

– субъективизм (результаты эксперимента зависят от того, какие вопросы задает ученый в начале исследования и как отвечает на них в конце);

– скептицизм (сомнение в возможностях субъекта реализовать идеальные модели, сконструированные разумом, поскольку само бытие сложно и многогранно);

– плюрализм (представление об истинности и допустимости нескольких отличающихся друг от друга описаний одного и того же объекта; исследователи признают относительность истин и картины природы, формировавшиеся на том или ином этапе естествознания).

Четвертая научная революция развернулась в последней трети XX столетия и продолжается по наши дни. Характерной ее чертой является смена объектов исследования, ими становятся исторически меняющиеся объекты в их диалектическом единстве и взаимодействии – Земля как система взаимодействия геологических, биологических, техногенных процессов; Вселенная как система взаимодействия микро-, макро- и мегамира. Рассматривая, изучая сам принцип взаимодействия, исследователи точку отсчета ведут от человека, его деятельности и последствий такой деятельности. Кроме того, и сам исследователь является активным субъектом изучаемых им объектов.

Выход науки на проблемы Вселенной, Космоса, появление таких новых наук, как синергетика, астрофизика, космология, свидетельствуют о повороте современной науки к глубинным философским проблемам: почему во Вселенной все устроено так, а не иначе, почему в ней все находится во взаимодействии, что или кто за этим стоит? Ответы на эти вопросы не могут быть получены чисто научными средствами, здесь необходимы знания, накопленные и дорациональными, и внерациональными формами познания.