Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы на билеты - подрезов.rtf
Скачиваний:
6
Добавлен:
30.07.2019
Размер:
323.41 Кб
Скачать

1 Вопрос. Социология молодежи как отрасль социологического знания: объект, предмет, уровни и перспективы развития.

Социология молодежи представляет собой отрасль социологической науки, изучающая молодежь как социальную общность, особенности социализации и воспитания молодого поколения, процесс социальной преемственности, особенности образа жизни молодежи, формирование ее жизненных планов и ценностных ориентаций, социальную мобильность в молодежной среде, выполнение социальных ролей различными группами молодежи. Таким образом, социология молодежи - это отраслевая социология, изучающая социальную жизнь молодежи во всем многообразии ее проявлений.

Объектом социологии молодежи выступает молодежь как феномен социальной жизни и субъект социальных отношений.

Предмет социологии молодежи составляет изучение и анализ специфических молодежных проблем. Последние принято подразделять на две большие группы.

Как отрасль научного знания, социология молодежи выстраивается на трех взаимосвязанных уровнях:

1. общеметодологическом, в рамках которого осуществляется познание молодежи как общественного феномена;

2. специально-теоретическом, раскрывающем специфику, структу-ру молодежи как социально-демографической группы, особенности ее сознания и поведения, возрастную и социально-психологическую спе-цифику образа жизни, динамику ценностных ориентаций;

3. эмпирическом, анализирующем на основе социологических иссле-дований конкретные факты в различных сферах жизни.

2 вопрос. Основные направления развития социологии молодежи в западной науке

В рамках западной социологии молодежи традиционно выделяют ряд научных направлений.

Психоаналитическое направление базируется на идеях З. Фрейда, его учеников и последователей (Р. Бенедикт, Л. Фойер, Л. Шелефф, Э. Эриксон). В частности их усилиями дальнейшую разработку получила теория «Эдипова комплекса», объясняющая природу межпоколенных конфликтов, моделей гендерного поведения, причин агрессии молодых людей и их выступлений против существующего социального порядка. По мнению Л. Фойера конфликт поколений - это универсальная тема человеческой истории. Он основывается на самых изначальных чертах человеческой природы и является, может быть, даже более важной движущей силой истории, чем классовая борьба. История всех до сих пор существовавших обществ есть история борьбы между поколениями.

Исследования Э. Эриксона позволили представить развитие человека как последовательное преодоление им возрастных личностных «кризисов идентичности», вызванных несоответствием между социальными требованиями и психосоциальной зрелостью личности. Рут Бенедикт пришла к выводу, что на каждом этапе своего развития индивид испытывает целенаправленное воздействие общества, формирующее у него определенный тип социально-психологической зрелости, т.е. «социальный характер», присущий каждому конкретному обществу.

Структурно-функциональное направление сыграло важную роль в создании теорий межпоколенного взаимодействия, «сексуальной револю-ции», «конфликта поколений». К числу последователей этого влиятельного течения относятся Р. Мертон, Ш. Айзенштадт, В. Райх, Г. Маркузе, Д. Белл, Э. Фромм. В рамках данного направления молодежная группа рассматривается как система структурных позиций, заполняемых индивидами, приобретающими некоторый социальный статус и соответствующие социальные роли. Каждая роль служит основной единицей в структурном взаимодействии, регулирующей определенные аспекты поведения молодой личности.

Структурно-функциональный подход в принципе ориентирован на достижение стабильности общества. Поэтому, подчеркивая решающую роль в общественном самовоспроизводстве возрастной дифференциации, его сторонники, как правило, не видят в ней источника социальных изменений. Более того, любые действия, в том числе и молодежи, направленные на осуществление социальных изменений, не вписываются в модель общества, разработанную при помощи структурно-функционального анализа.

Представители культурологического направления изучают социаль-ные процессы и явления, в том числе и молодежные, в аспекте феноменоло-гии человеческой культуры. Благодаря использованию культурологической традиции социология молодежи получила возможность системного анализа социальных молодежных проблем во взаимосвязи с реальными процессами, происходящими в обществе. Классическим образцом этого подхода являются работы немецкого социолога К. Мангейма. Исследуя феномен поколенного единства, он раскрыл механизм социального наследования: насущная потребность передачи и усвоения опыта постоянно сталкивает все новые волны людского массива с феноменом культуры человека. Развитие же молодежи рассматривается им как насущная необходимость передачи культурного наследия.3 вопрос. Становление и развитие отечественной социологии молодежи

В российской социологии интерес к молодежным проблемам впервые возник на рубеже XIX – XX веков. Его «спровоцировали» развитие капиталистических отношений в России и кризис традиционной семейной организации, развитие системы массового профессионального образования. Именно тогда заговорили о высвобождении молодого поколения из-под влияния семьи и выделении его в качестве объекта социализации со стороны государства.

П. Сорокин в работе «Кризис современной семьи», написанной им в 1916 году, описывал проблему разрыва традиционных связей между родителями и детьми в рамках семьи и передачу воспитательных и опекунских функций по отношению к подрастающему поколению в руки государства. П. Сорокин отмечал, что воспитание и обучение перестало быть исключительно семейной прерогативой. Широкая сеть детских учебных учреждений и воспитательных заведений означает, по существу, что у семьи отнимается не только функция первого воспитателя и «скульптора», но даже время, проводимое ребенком в кругу семьи, резко сокращается. В этом пассаже у П. Сорокина отразился исторический переход от рассмотрения ребенка как индивида, являющегося объектом социализации в семье, к анализу молодого поколения как общности, члены которой обладают сходным статусом «социализируемых» в рамках образовательных институтов.

П.А. Сорокин (1889-1968) вы-дающийся русско-американский социолог. До 1922 г. жил и работал в России. Руководил кафедрой социологии Санкт-Петербур. государственного университе-та. В 1922 году в связи с рево-люций вынужден был покинуть Россию и иммигрировать в США.

Является автором теории со-циальной стратификации и социальной мобильности, со-циокультурной динамики об-щества.

Теперь их социальное становление стало больше зависеть от ряда возможностей и ограничений, предоставляемых обществом. Та же ситу-ация кризиса образовательных функций семьи почти одновременно с Сорокиным описывалась в работах М. Рубинштейна «Кризис семьи как органа воспитания» и А. Чекина «Семейный распад и женское движение».

Одновременно в публикациях того времени начала появляться проблематика студенческой и учащейся молодежи (А. Сперанский), при этом особенное внимание традиционно уделялось изучению быта и материального положения русского студенчества на основе бюджетов учебного и внеучебного времени (А. Кауфман).

В социальной статистике категория работающей молодежи (от 10-12 до 20 лет) существовала еще в материалах переписи 1897 года. Вследствие чего появлялись публикации, описывающие тяжелое положение рабочих-подростков на производстве и в бытовой сфере, их правовую незащищен-ность и уязвимость по сравнению с более старшими возрастными группами (И. Янжул, А. Бернштейн-Коган). Общую направленность этих работ можно охарактеризовать как демократическую традицию отстаивания интересов социально незащищенных и дискриминируемых групп, требующих дополнительного внимания и опеки со стороны властей.

Новый всплеск интереса к молодежи в 1920-е годы оформился в связи с практической управленческой деятельностью партийных, советских и общественных организаций и имел четко выраженную прикладную ориентацию. Появление в те годы многочисленных исследований молодежи по сравнению с другими социальными группами было связано с тем, что использование техники формального анкетного опроса наталкивалось на почти полную неграмотность основной части населения и ее неспособность заполнить бланки, тогда как среди молодой части населения процент грамотных был значительно выше. Большинство работ этого периода было посвящено анализу различных аспектов труда и воспитания молодежи. Интерес к трудовой активности молодежи объяснялся прагматической потребностью преодолеть техническую отсталость производства и его дезорганизацию, низкую культуру труда, доставшуюся как наследие царского режима и разрушительных войн.

Следующий всплеск интереса к молодежи в послереволюционный пе-риод приходится на середину 30-х годов ХХ столетия. Он был связан с тем, что во взрослую жизнь вступало первое поколение, выросшее в советских условиях, и его социальный облик был аргументом в доказательстве достижений нового строя.

Здесь молодежь рассматривалась как объект социалистического воспитания. Ее социальные характеристики «подгонялись» под политические идеалы партии и определялись степенью приближения к поставленным целям: политическая активность и участие в процессе социалистического строительства. К примеру, в 1936 году появился первый статистический сборник «Молодежь в СССР», составленный на основе текущих статистических материалов. Это издание было приурочено к X съезду ВЛКСМ. Несмотря на наличие большого количества действительно ценной информации, сборник носил ярко выраженный идеологический характер.

В середине ХХ столетия в отечественной социологии молодежи сфор-мировалось два направления. Суть первого из них заключалась в сборе, обобщении и анализе данных эмпирических исследований относительно проблем коммунистического воспитания подрастающего поколения. С дру-гой стороны, наметилась тенденция активного противостояния этому соци-альному заказу при одновременном развитии исследований, направленных на изучение молодежи как субъекта общественной жизни и ее интересов. Симптоматично, что именно в этот период в Институте конкретных социальных исследований возникают два подразделения, ориентированные на изучение молодежи как субъекта общественного развития: «Социальные проблемы образования» (В.Н. Шубкин) и «Прогнозирование социальных потребностей молодежи» (И.В. Бестужев-Лада). Именно это направление стало реальной основой для становления социологии молодежи как особой дисциплинарной отрасли.

В отечественной ювенологии сложилось несколько научных школ: новосибирская (В.Н. Шубкин), свердловская (Ф.Р. Филиппов. М.Н. Руткевич и в дальнейшем Л.Я. Рубина), ленинградская (В.Т. Лисовский, И.С. Кон, С.Н. Иконникова) и эстонская (М. Титма).

В рамках новосибирской школы акцент в исследованиях был сделан на анализе профессионального самоопределения молодого поколения. Существенное значение имело введение понятия «престиж профессии» как показателя субъективного отражения социальной иерархии в массовом сознании.

Заслуга В.Н. Шубкина в области отечественной социологии молодежи состоит так же в изучении жизненных планов выпускников школ в сравнении с возможностями их реализации, что позволило существенно углубить представление о процессе вхождения во взрослую жизнь. Показательно, что в конце 70-х - начале 80-х годов ХХ столетия западная социология молодежи так же переориентировалась на социально-профессиональную проблематику.

Хотя большинство идей, предложенных В.Н. Шубкиным, так или иначе уже обсуждались в западной социологии, в отечественной социологии его с полной уверенностью можно считать основателем академической школы по исследованию проблем жизненного старта молодежи и престижу профессий. Термины «выбор профессии», «престиж профессии», «потребности общества в кадрах», «профессиональные ожидания» вошли в социологию благодаря публикациям В.Н. Шубкина. Он явился так же родоначальником методики долговременных исследований молодежи, где информация об одних и тех же индивидах собиралась через определенные промежутки времени, что позволяло фиксировать временные изменения в профессиональной карьере.

Специфика подхода, разработанного в рамках свердловской школы, состояла в том, что молодежные проблемы рассматривались сквозь призму воспроизводства социальной структуры советского общества и межпоколенных социальных перемещений. Эмпирической базой этого направления были проекты «Высшая школа» (1973-1974) и международное сравнительное исследование по проблемам воздействия высшего образования на социальную структуру общества (1977-1978). В результате появилось новое направление социологии молодежи - социальные проблемы студенчества.

Новое развитие в рамках свердловской школы получило изучение проблем межпоколенной мобильности. Результатом проводимых исследований стала публикация ряда научных работ, являвшихся в то время одними из первых социально-исторических исследований поколений. По существу, это был определенный прорыв: исследователи предприняли попытку подорвать аксиому о преемственности (повторяемости) поколений и рассмотреть их в «диалектике преемственности и новизны», иными словами, сконцентрироваться на различиях поколений, обусловленных социально-историческими особенностями их становления.