Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2. Госуд. вещат. мод..doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
30.07.2019
Размер:
109.06 Кб
Скачать

10

2. Государственная вещательная модель. (Принципы функционирования на примере государственного радиовещания СССР).

Теоретические разработки модели.

«Русская советская модель» (Russian Soviet model)1, «советско-коммунистическая» (Soviet-Communist)2, «коммунистическая», «тоталитарная» (totalitarian), «управляемая государством» (state operated)3, «государственно-монополистическая»4 и просто «советская» вещательная модель выделяется большинством западных теоретических разработок.

Советская вещательная модель в западной науке рассматривалась как образец классической государственной вещательной модели. Отождествление и синонимичность государственной и советской вещательных моделей характерно для западных разработок теории СМИ середины 1970-х - конца 1980-х гг. Под государственной моделью имелась ввиду советская партийная модель, то есть модель, находящуюся под контролем не просто государства, но партийно-государственного аппарата.

Среди основных черт западными специалистами5 выделялись: высокая интегрированность в жизнь государства, жесткая централизация системы, монопольная форма владения, финансирование за счет государственных дотаций. Отмечалось, что СМИ в рамках этой модели контролируются/управляются либо напрямую, либо через систему государственных институтов государством и коммунистической партией. В программной политике установка дается на выполнение социального и политического заказа правительства, на распространение коммунистической доктрины и повышение культурного уровня масс. Программную политику отличает высокий уровень политизации и идеологизации программ. Основные цели вещания – обучение и пропаганда. В программах запрещается критиковать правительство, действует цензура. Для модели характерно отсутствие свобод: слова, самовыражения, предпринимательства, доступа к техническим средствам, и возможностям передачи сигнала, свободы в подборе радиопередач. А также авторитарное отношение к аудитории.

В основе философии этой системы лежит принципиальная государственная позиция в вопросе коммуникации с населением. «Государство считает, что вкусы населения примитивны, и оно стремится впустую, на идеологически бесполезные развлечения потратить свое свободное время. Государство не может поощрять такие настроения, и обязано их пресечь. Поэтому программирование государственных радиостанций нельзя назвать популярным и аудитория вынуждена искать удовлетворение своим пристрастиям на стороне, в частности включаясь в зарубежные радиостанции» 6.

В отечественной теории радиовещания все вышесказанное было научно и политически обосновано. Радио призвано выполнять высокие функции по образованию и просвещению, а также реализовывать текущие идеологические установки государства.

Исторически-детерминированные черты модели.

Судьба отечественного радиовещания была детерминирована с самого начала. При разнообразных вариантах развития Россия сразу пошла по пути государственного монополизма. В складывающихся в начале ХХ века политико-географических условиях для России это был единственно возможный путь при выборе модели.

Передача сигнала посредством радиоволн была изобретена А.Поповым в недрах военного ведомства в 1895 до получения патента на радиовещание Маркони в 1897 году7. Но военные из стратегических соображений заморозили развитие изобретения и опыты по его внедрению. Царское правительство не понимало всей значимости изобретения для страны, но признавало значимость изобретения для военных и государственных целей. Коммуникация с гарнизонами, кораблями, удаленными точками – вот все, для чего могло быть полезно новое изобретение8.

Может быть со временем российские промышленники и предприниматели финансовыми вложениями в развитие смогли бы нейтрализовать острое желание государства единолично владеть таким мощным ресурсом, и система пошла бы по пути, традиционному для Европы - общественные радиостанции, отягченные государственным заказом или даже по американскому - радиостанции частного владения, конъюнктурного наполнения - но началась революция.

Большевики подошли к радио более серьезно, но по той же схеме. Радиотелеграф идеально подходил для организации революции – возможность коммуникации с отдаленными точками страны, революционными кораблями. Но впоследствии радио осталось в активе государства как средство государственной в первую очередь политической коммуникации с отдаленными уголками страны.

Географическое положение и размеры страны сыграли не последнюю роль. Государство было огромным и им нужно было управлять. Информацию из центра нужно было как-то распространять, причем не с опозданием в неделю, а немедленно. Это было не по силам печати. К тому же в условиях тотальной неграмотности населения печатное слово утрачивало свою силу. А устность радио становилась незаменимой в информировании и, главное, в толковании событий происходящих в стране. Поэтому радио не могло находиться в частных руках. Оно должно было стать той самой газетой «без бумаги и расстояний» по выражению В.И.Ленина, которая способна мгновенно донести информацию до миллионов граждан.

В 1920-е гг. во времена НЭПа, когда о военном положении начали забывать, история опять могла бы повернуться вспять9, но СССР пошел по пути военного коммунизма и, судьба СМИ опять была предрешена. Они были укреплены как СМИП и были окончательно встроены в партийно-государственный аппарат. С этого времени радио стало обрастать функциями коллективного пропагандиста и агитатора масс. Причем, с каждым годом, по мере развития технической базы, оно становилось всё более мощным и эффективным средством воздействия, формируя и закрепляя те черты, которые и позволили выделить эту модель из числа других.