Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Билеты ИГПР.docx
Скачиваний:
38
Добавлен:
20.07.2019
Размер:
353.01 Кб
Скачать

72.Национально-государственное строительство в 1936-1941 годах. Пакт Риббентропа – Молотова

Пакт Мо́лотова — Риббентро́па — распространённое наименование «Договора о ненападении между Германией и СССР», заключённого 23 августа 1939 года. Со стороны Советского Союза договор подписывал Вячеслав Молотов, со стороны Германии — Иоахим фон Риббентроп. Подлинники договора найдены не были.

Оценки юридической стороны пакта противоречивы. Согласно одним мнениям, пакт сам по себе не содержит ничего криминального и представляет собой типичный договор о ненападении, примеры которых часты в тогдашней европейской истории (например аналогичный пакт между Германией и Польшей). Однако стоит отметить, что пакт о ненападении между Польшей и Германией не предполагал раздела окружающих стран на части, равно как и захват контроля над какой-либо из соседних стран одной из сторон, что предполагалось в пакте Молотова-Риббентропа под формулой раздела "сфер влияния" (см. секретные протоколы к Пакту). Другие авторы, анализируя пакт, указывают на следующие черты, позволяющие характеризовать его как сознательное поощрение агрессора.

В договоре отсутствовал пункт, отменяющий его действие в случае, если одна из сторон совершит агрессию (в международной практике этот пункт был необязателен, но в советских договорах такого рода до сих пор присутствовал непременно).

Статья II договора предполагала соблюдение нейтралитета в случае, если одна из сторон станет не объектом нападения, но «объектом военных действий со стороны третьей державы» (то есть СССР гарантировал Германии нейтралитет как в случае оборонительных, так и агрессивных действий).

Cтатья III декларировала теснейшие формы политического взаимодействия в виде консультаций.

В статье IV декларировался отказ обеих сторон от участия в группировке держав, прямо или косвенно направленной против другой стороны. При этом не содержалось обычной в таких случаях оговорки, что пакт не отменяет действия ранее заключенных договоров. Таким образом пакт отменял все договора, ранее заключенные СССР с противниками Германии, и заключал обещание ни в какой форме их не поддерживать. Из этого заключают, что статьи III и IV односторонне привязывали СССР к германскому блоку в ущерб отношениям с противниками Германии.

Эти авторы также указывают, что пакт тесно связан с «секретными протоколами» и не может оцениваться отдельно от них, равно как вне конкретной предвоенной ситуации тех дней. «Секретные протоколы», прилагавшиеся к пакту, предоставляли в «сферу интересов» СССР в Прибалтике — Латвию, Эстонию и Финляндию, Германии — Литву; в Польше — раздел проходил по линии Нарев-Висла-Сан; при этом сам вопрос о том, желательно ли с точки зрения интересов партнеров сохранение польского государства, предоставлялся «ходу дальнейшего политического развития», но должен быть решен «на путях дружеского взаимопонимания». Кроме того, Германия предоставляла СССР Беcсарабию. Юридическая оценка «протоколов» бесспорна — они были неправомерны и юридически ничтожны изначально, так как касались третьих стран. В настоящее время некоторые исследователи оспаривают существование дополнительных протоколов.