Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Волков Федор Григорьевич и его ярославский теат....doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
19.07.2019
Размер:
72.7 Кб
Скачать
  1. Заключительный период в жизни Волкова ф.Г.

Высочайший именной указ был доставлен подпоручиком Дашковым и получен в Ярославле 12 января. Тут же Волков был призван в Ярославскую провинциальную канцелярию, где собрались все главные лица города. Они объявили Волкову, что ему необходимо прибыть в Петербург, по приказу императрицы Елизаветы. И 13 января Волков и вся его труппа с помощниками уже была готова. Но из-за неразберихи с деньгами выехать они смогли несколько позже. А 20 января 1752 года ярославские комедианты въезжали в Петербург. (Из воспоминаний Волкова при въезде в Петербург: «...Не успел я, приближившись к Петербургу, усмотреть впервые золотые спицы высоких его башен и колоколен, также видимый из далека и превозвышающий все кровли верхний этаж, установленный множеством статуй новаго дворца Зимняго, который тогда только что отделывался, и коего я никогда еще не видывал: как вид всего того так для меня был поразителен, что вострепетало сердце мое, взволновалась вся во мне кровь и в голове моей, возобновясь, помышления обо всем вышеупомянутом в такое движение привели всю душу мою, что я, вздохнув сам в себе, мысленно возопил: «О град! град пышный и великолепный!.. Паки вижу я тебя! паки наслаждаюсь зрением на красоты твои! Каков-то будешь ты для меня в нынешний раз? До сего бывал ты мне всегда приятен! Ты видел меня в недрах своих... в юношеском цветущем возрасте и всякий раз не видал я в тебе ничего, кроме добра! Но что-то будет ныне? Счастием ли каким ты меня наградишь, или в несчастие ввергнешь? И то и другое легко быть может! Я въезжаю в тебя в неизвестности сущей о себе!..») Ярославцы въехали в Петербург. Однако на заставе их перехватили вестовые императрицы и приказали ехать далее, в Царское Село. Лишь 3 февраля 1752 года генерал-прокурор Н. Ю. Трубецкой доложил императрице о приезде двенадцати человек из Ярославля. Но спектакля ярославским комедиантам пришлось ждать полтора месяца. Впрочем, за репетициями время летело незаметно. Впервые они выступили перед императрицей и двором 18 марта 1752 года. Ярославские комедианты играли спектакль в Большом театре Зимнего Дворца. Это была драма «О покаянии грешного человека» Димитрия Ростовского. И ярославцы впервые лицезрели дочь Петра Великого. А с сентября приказано было зачислить в Шляхетный кадетский корпус всех ярославцев, чтобы дать общее образование и привить хорошие манеры. Ивана Дмитревского и Алексея Попова, вместе с певчими стали обучать актерскому искусству.

Тогда же, в сентябре, императрица Елизавета Петровна изволила указать, что намерена в декабре отправиться в Москву. Она тщательно готовилась к поездке в древнюю столицу, где уже не была три года. Это была не частная, и не увеселительная поездка, а временный переезд правительства в Москву. Ее ждали дела по восстановлению Кремлевского дворца, готовился также знаменитый указ об отмене внутренних таможен. За государыней последовали в первопрестольную Синод, Сенат, коллегии иностранная, военная, штатс-контора, главная полицмейстерская канцелярия, дворцовая, монетная, ямская, придворная и конюшенная конторы. В это государственное представительство был включен и ярославец Федор Волков с братьями. Вероятно, он потребован был ко двору с тем, чтобы сыграть несколько спектаклей на святках.

Двор пробыл в Москве до 19 мая 1754 года. Но ярославцы вернулись в Петербург раньше. Еще 8 февраля 1754 г состоялся Высочайший указ об определении Федора и Григория Волковых в Шляхетный корпус. Ее Императорское Величество указала «находящихся в Москве российских комедиантов Федора и Григорья Волковых определить для обучения в Кадетской корпус и обучать французскому и немецкому языкам, танцевать и рисовать.» Ярославцы числились в кадетском корпусе не среди основного состава кадетов, но особо. Они отличались цветом платья и отсутствием шпаги, им надлежало изучать разные науки, за исключением экзерциций воинских. То есть, они не изучали фортификацию (военно-инженерное дело, связанное со строительством различных полевых сооружений), артиллерию, строй и шагистику. Жалование у Федора Волкова в год было сто рублей, а у Григория Волкова пятьдесят рублей. Ста рублей годовых Волкову не хватало. Только за книги нужно было уплатить девяносто! Около года пришлось жить вообще без жалованья. А в августе 1754 года из Ярославля пришли неутешительные вести. Матрена Кирпичева все-таки добилась своего. Берг-коллегия постановила: серные и купоросные заводы... отдать во владение вышеописанного законной наследнице, родной дочери ярославского заводчика Полушкина Матрене Кирпичевой. Волков бедствовал, ему приходилось закладывать в ломбард или ростовщику то одежду, то книги... Приходилось исхитряться: когда наступала весна, он закладывал зимнюю одежду, приходила зима, выкупал зимнее платье и закладывал книги, потом опять надо было выкупать и книги, и кафтан... А сколько соблазнов сулили книжные каталоги, по которым можно было выписать «из-за моря» книги по театральному искусству. Книги были дороги, к тому же нужно было выискивать, экономить деньги на билеты в театр. Он несколько раз подавал в канцелярию корпуса собственноручные прошения о выдаче денег на расходы. В них - его постоянные интересы, его тревоги, его жизнь.

Учреждение русского театра.

К лету 1756 года ярославцы окончили Шляхетный корпус. Теперь они могли составить ядро труппы Русского театра. И 30 августа Елизавета подписала именной Высочайший указ, данный Сенату, «Об учреждении Русского театра». Для театра был выделен Головинский каменный дом, на Васильевском острове, около Кадетского дома, а на содержание театра выделялось по 5 000 рублей ежегодно. Из этой суммы около полутора тысяч тратилось на зарплату бригадира театра и его охраны. Так же не были предусмотрены постановочные расходы - на декорации, костюмы, оркестр и многое др.

Первые шаги театра были далеко не безоблачными. Но театральные постановки выходили довольно часто. И практически все главные роли в них играл Федор Волков. В «Семире» Сумарокова, Волков играл роль Оскольда, князя, втянувшегося в кровавую междоусобную войну. Попав в плен к своему сопернику и врагу, князю Олегу, Оскольд - Волков приходил к мысли о том, что подобные бесцельные войны напрасны, что единственный выход - соединить народы. Оскольд предпочитает добровольную смерть, как бы смывая с себя позор напрасно пролитой крови. В спектакле «Прибежище добродетели» Волков играл роль Американца. Этот американец был коренным, то есть, индейцем, и принимал смерть, не выдержав тирании европейского завоевателя, бесчеловечности его захватнических устремлений. Гамлет был любимой ролью Федора Волкова, но эта постановка сильно отличалась от оригинала. Здесь имелись явные политические подтексты – оправдание дворцового переворота, который возвел на трон Елизавету Петровну. Позднее, во время царствования Екатерины, также захватившей трон путем дворцового переворота, трагедия приобрела новый смысл, «Гамлет» был запрещен – образ датского принца ассоциировался с Павлом, и это препятствовало постановке «Гамлета» на сцене.

Театр Волкова был театром, в первую очередь, гражданским, патриотическим, политическим. Он умел отражать эпоху, несмотря на то, что трагедии Сумарокова были написаны по мотивам жизни.

В этом же 1756 году Россия ввязалась в войну между Пруссией и Австрией, это была бессмысленная затея, которая противоречила всем наставлениям Петра Великого. Пять лет, Россия посылала своих сынов на поля сражений. Русские одержали знаменитую победу под Кунерсдорфом, они одержали победу над лучшим войском и лучшим вождем Европы Фридрихом П. Русские войска вошли в Берлин, восточная Пруссия целиком и полностью перешла к России. Но все эти блестящие военные успехи были внезапно отменены и ликвидированы одним росчерком пера. Это произошло, после смерти Елизаветы Петровны процарствовавшей 20 лет и один месяц, когда на престол взошел Петр III, сын дочери Петра I и внук сестры Карла ХП. Это спасло Пруссию от поражения. Смена власти, это всегда смута и в это время у Федора Волкова пауза. Да и вообще во время царствования Петра III русской культуре, так же как и театру, не уделялось никакого внимания. Но через очень не большой промежуток времени Петр III настроил против себя все слои населения, даже церковь уже была готова к активным действиям. В это время Волков полностью погружается в заговор.

И в июле на престол взошла уже новая императрица – Екатерина. По случаю ее торжественной коронации первому придворному актеру – Федору Волкову была поручена организация маскарада. Он должен был состояться в конце января 1763 года. Празднество было приурочено к масленичным торжествам, к русской широкой масленице, к дням игрищ и забав. Волков, давший русскому театру огонь своего сердца, теперь, подобно Прометею, возжег и подарил людям яркое пламя народного карнавала. Федору Григорьевичу Волкову маскарад этот стоил жизни. Он умер спустя два месяца после маскарада. Причиной смерти стала простуда, которую он получил, разъезжая верхом наблюдая за подготовкой маскарада.