Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
перинатальные отношения Х.Кренс.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
08.07.2019
Размер:
248.32 Кб
Скачать

Внутриутробное обучение.

Тот факт, что каждый организм существует в постоянном взаимно влияющем взаимодействии со своим окружением, можно также описать, как «способность обучаться». Это обучение, глубоко заякоренное на вегетативном уровне, является врожденным качеством, свойственным всем живым существам. Сужая тему до рассмотрения более сложных видов чувств и поведения, сенсомоторных паттернов и т.д., можно доказать, что пренатальное обучение начинается самое раннее с периода 23 недели внутриутробного развития (Maret, 1997). Эта способность весьма важна для выживания ребенка: он приобретает способность постнатально распознавать знакомые стимулы окружающей среды (такие, как материнское молоко, запах и голос!) (Hepper, 2002). В этом смысле (пренатальная) привязанность к матери биологически заякорена.

Обучение включает мнемонические процессы. И это ставит крайне интересный вопрос, а как может запомниться пренатальный опыт. Современные исследования памяти внесли следующие уточнения в этот вопрос: понимание памяти в виде модели склада устарело. Память не связана с отдельным органом, а рассматривается «как функция целого организма... сложный, динамический, повторно распределяющий по категориям, (классифицирующий) и интерактивный процесс...» (Leuzinger – Bohleber et al. В Koukou 1998, p. 519). «В исследованиях памяти... термин «память» на сегодняшний день включает в себя все, что отражает влияние прошлого опыта. Такое определение включает в себя довербальное, дорепрезентативное, досимволическое и даже пренатальный опыт, который все шире становится субъектом психотерапевтической работы в наши дни». (Kohler, Koukou et al. 1998, p.142). В противоположность эксплицитной памяти, которая включает сознание для кодирования и запоминания, имплицитная память уже функционирует до рождения (Siegel, 1999). Она относится к поведению, эмоциям, восприятию и телесным ощущениям. Резюмируя, мы утверждаем, что внутриутробные переживания могут имплицитно запоминаться организмом. При реактивации такие воспоминания проявляют себя более или менее диффузными (телесными) ощущениями, предчувствиями, настроениями, эмоциями и поведением – все без осознавания их пренатального или перинатального происхождения. Следовательно, в отношении психотерапевтической практики мы должны принять тот факт, что мы можем столкнуться с этими переживаниями в форме диффузных (телесных) регрессий.

Пластичный мозг с самого начала.

При рождении мозг является самым недифференцированным органом тела (Siegel, 1999). Этот факт регулярно используют, чтобы неверно представить пренатальное церебральное развитие как несущественное для позднего развития. Это ложное однобокое утверждение основано на детерминистской позиции, что мозг не функционирует «правильным образом» до тех пор, пока его развитие не «завершилось». Однако, мозг никогда не становится «завершенным», так как он продолжает ре – интегрировать себя (Huther, 2001, Siegel, 1999). Пластичность мозга, т.е. его чувствительность к влиянию окружающей среды, является характеристикой, в особенности присущей человеческому мозгу. (Huther, 2001). В частности пренатальное развитие мозга – это крайне чувствительный процесс: для него пренатальный ребенок нуждается от материнского организма в питательных веществах, кислороде и пр. В этом процессе он также сталкивается с недостаточностью плацентарного обеспечения, метаболическими заболеваниями матери, химическими веществами, такими как алкоголь, никотин, наркотики, лекарства, гормоны, циркулирующие в кровотоке, и другие вещества (Huther, 2001). Так называемые тератогенные факторы могут привести к долгосрочным последствиям для структуры и функции мозга и даже проявиться в психологических и поведенческих нарушениях (van den Bergh, 2002a).

Важные мозговые центры начинают созревать очень рано: гипоталамус, миндалевидное тело и мозг млекопитающих примерно с 5-ой – 6-ой недели беременности, за ними следуют основные лимбические проводящие пути на 6-ой – 7-ой неделях (Roth, 2001). «До сих пор у нас весьма скудные знания о тонких процессах, происходящих в этих центрах, однако, можно сделать вывод, что они запускаются очень рано. По крайней мере основные лимбические центры и проводящие пути уже находятся на месте задолго до рождения». (Roth, 2001, p.335). Большинство людей недооценивают важность этих областей мозга. Они редуцируют мозг до неокортекса и представляют мыслительный процесс и осознание как функции, свойственные цивилизованному человеку. Тем не менее, находки нейробиологии показывают, что функции неокортекса неразделимо связаны с функциями так называемых «нижних» церебральных структур (Siegel, 1999). Познавание, эмоции и действия всегда становятся функцией целого мозга. К примеру, «осознание и инсайт ... могут быть переведены в действие только с «согласия» лимбической системы... решение о том, что в конце концов будет сделано, принимается лимбической системой» (Roth, 2001, p. 452f). Подводя итог, Герхард Рот (2001, стр. 456) заявляет: «...развитие личности (начинается) уже в течение первых недель развития эмбриона с формирования структуры, которая производит наше основное аффективное снаряжение. Уже во время развития эмбриона появляется второй слой лимбической системы, он делает систему чувствительной к процессу обуславливания. Рождение и переживания первых часов, дней, недель и месяцев после этого наиболее глубоко воздействуют на уровень обуславливания в виде стимулов окружающей среды и в соответствии с этим формируют базовую основу нашей личности». Хотя мы не разделяем его относительный пессимизм в отношении изменчивости ранней структуры, тем не менее, мы согласимся с Рутом в том, что пренатальная окружающая среда, начиная с зачатия, является формирующим фактором развития человеческой психики. Психологическое состояние матери, очевидно, является частью этой пренатальной окружающей среды.