Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вклад психоанализа в психосоматическую медицину....doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
08.07.2019
Размер:
634.88 Кб
Скачать

Модель репрезентируемого мира (рис. 4)

В 1962 году Дж. Сандлер для объяснения внутреннего процесса переживания ввел понятие “репрезентируемый мир”.

Репрезентируемый мир определяется как целостный комплекс психических репрезентантов внутренних желаний, чувств, воспоминаний, восприятий и символов.

В репрезентируемом мире можно выделить периферические и центральные области. Центральные области включают основные программы управления, нормы и ценности. Так, например, образ отца и матери может войти в репрезентируемый мир, то есть в Сверх-Я, в качестве центрального репрезентанта, в результате чего управление и контроль вначале воспринимаются, словно исходящие извне, а затем благодаря имитации и идентификации управляет жизнью индивида изнутри. В репрезентируемом мире выделяют три сектора:

1) часть, включающую в себя репрезентанты внешнего мира, — репрезентанты объекта;

2) часть, включающую в себя репрезентанты собственного психического внутреннего мира, интрапсихических процессов, — репрезентанты Самости;

3) часть, включающую в себя репрезентанты собственного телесного опыта, — репрезентанты органа или репрезентанты тела (ранняя схема тела по Шильдеру).

Поступающая информация фактически подвергается проверке: организм сравнивает эти проникающие раздражители непосредственно с репрезентантами в различных секторах. На основе этой проверки, которая происходит почти автоматически и, как правило, бессознательно, затем определяется, может ли эта информация считаться приятной, релевантной, надежной или важной, то есть значимой для индивида. Чем более осознанно живет человек, тем более важным будет сознательный выбор при оценке информации “на входе”.

Маленькому ребенку часто бывает трудно определить, из какого сектора опыта исходит информация: из внешнего мира, из психического внутреннего мира или из телесного внутреннего мира.

Только благодаря приобретенному в процессе развития опыту это различие станет отчетливым. Для этого необходима комплексная внутренняя система регуляции. В психоаналитической теории эту систему называют “Я”.

Если первая проверка, о которой говорилось выше, состоялась в репрезентируемом мире, то тогда с помощью системы норм и ценностей, иначе говоря, Сверх-Я, происходит выбор реакции. Репрезентанты Сверх-Я занимают на диаграмме репрезентируемого мира центральное положение. Для психического здоровья важно, чтобы репрезентируемый мир более или менее гармонично был заполнен значительным количеством центральных и периферических репрезентантов в трех секторах опыта и бытия. Психическое здоровье и здоровая адаптационная способность включают в себя как стабильность, так и гибкость функций. Стабильность определяется количеством стабильных центральных репрезентантов; гибкость — возможностью время от времени перемещать определенные центральные репрезентанты (роли) на периферию репрезентируемого мира, чем обеспечивается тонкое взаимодействие репрезентантов между различными секторами и периферическими и центральными частями.

В качестве примера укажем на то, что с образом или репрезентантом любимого человека, представленным в секторе объекта, можно идентифицироваться в секторе репрезентантов Самости. В таком случае благодаря механизму удвоения репрезентант объекта становится репрезентантом Самости. Тогда говорят об интроектив-ной идентификации. Другой пример: при истерии вследствие смещения в центр периферические репрезентанты фаллического органа приобретают слишком большое значение в регуляции (фаллический аспект истерии), в результате чего идентификация с фаллосом происходит как в секторе центральных репрезентантов объекта, так и в секторе центральных репрезентантов Самости. В таком случае жизнь человека проходит целиком под знаком того, что интрапсихически репрезентирует фаллос или его отсутствие.

Из такого понимания репрезентируемого мира, пожалуй, становится ясным, что переработка поступающего стимула в значительной степени зависит от сферы чувств (удовольствия, неудовольствия и т.д.), в которую он попадает. Точно так же в процессе сенсорной проверки важную роль играют эффективность и мотивация. Поскольку с возрастом человек имеет наготове в отношении многих стимульных ситуаций более или менее адекватный ответ в форме схем, программ или стратегий поведения, выступающих по мере приобретения опыта в качестве продукта научения, закрепленного в репрезентируемом мире и в соответствующих следах памяти, во многих ситуациях раздражители едва ли будут затрагивать аффекты или мотивацию.

У психосоматических пациентов психиатр должен выяснить, каким образом у них реально происходит репрезентация мира. Каковы важнейшие репрезентанты объекта? В какой мере в репрезентируемом мире представлено тело или в какой мере оно не представлено, если, например, пациент не способен осознать свое физическое функционирование?

Не менее важен вопрос, в какой мере репрезентанты Самости развиты на уровне мышления, речи, фантазирования и чувствования. Некоторые психосоматические пациенты не способны чувствовать себя в контакте со своей телесностью. Их организм, если говорить о нормальных функциях, недостаточно представлен в схеме тела, в мире переживаний и в репрезентируемом мире. Мичерлих (Mitscherlich 1970) говорит здесь о недостаточной способности к телесным переживаниям; Айке подробно рассмотрел эту проблему в книге “Тело как партнер” (Eicke 1973).

В области психиатрии с помощью модели репрезентируемого мира можно показать различие, например, между истерическими, обсессивно-невротическими или психосоматическими больными. Тем самым появляется основа для разграничения отдельных нарушений идентичности. В результате возникает вопрос: насколько репрезентируемый мир, например истерических или обсессивно-невротических пациентов, выглядит иначе, чем репрезентируемый мир психосоматических больных?

Сумму репрезентантов называют идентичностью человека, поскольку речь здесь прежде всего идет о действительно важных ролях и схемах реакции.

Как уже отмечалось, Пиаже указал на то, что первые сознательные переживания связаны с сенсомоторными представлениями. Во всяком случае почти все репрезентанты, которые следует рассматривать как кодировки опыта, имеют этот двойной аспект. Бастиаанс (Bastiaans 1971) показал, что практически весь опыт представлен в идео-эмоцио-моторных репрезентантах, что можно проиллюстрировать с помощью модели организмической структуры функционирования человека.