Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вклад психоанализа в психосоматическую медицину....doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
08.07.2019
Размер:
634.88 Кб
Скачать

Возможности групповой терапии психосоматических больных

Опыт групповой терапии психосоматических больных описан Виттихом (Wittich 1974) и Аммоном (Ammon 1974). В группе, в частности в так называемой гомогенной группе, чуть ли не в чистом виде можно изучать все упомянутые аспекты психосоматической личности, а также так называемые пусковые ситуации.

Для группового процесса характерно то, что вопрос о симптоме “Что у меня?” заменяется вопросом об идентичности “Кто я?” В начале групповой терапии пациенты предъявляют свои симптомы и даже могут в этом соперничать. Если групповой процесс успешно развивается, физические симптомы становятся менее выраженными или исчезают. Терапевт должен сопровождать больного в его страхах, волнениях и конфликтах. В этом процессе группа выступает порой в качестве “островка безопасности”.

В данном контексте встает вопрос о показаниях к групповой терапии. Аммон также указывает на то, что всегда есть пациенты, которые из-за своего крайнего страха группы не способны извлечь пользу из ситуации групповой терапии. По мнению Бас-тиаанса, группа предоставляет наибольшие возможности для проработки проблематики пассивности и соперничества. Если где-то в процессе развития произошел, например, негативный перенос или возникла привязанность по отношению к родителям, то тогда группа вначале может обеспечить большую безопасность, чем лечение в контакте между двумя людьми, где терапевт порой слишком напоминает одного из родителей. Групповая ситуация имеет также преимущество в том, что пациент не может оставаться здесь исключительным человеком, как любимый или предпочитаемый ребенок. Однако есть пациенты, которые испытывают настолько сильную потребность в позитивных контактах с другими, что какое-то время им должна предоставляться и такая возможность. Разве что эти контакты не должны вести к установлению отношений соперничества в группе. Следовательно, они должны быть либо кратковременными, либо устанавливаться со вторым терапевтом.

Поскольку открытые межчеловеческие отношения у психосоматических больных чаще всего оказываются заторможенными или нарушенными, а принцип удовольствия вследствие этого не может реализоваться в реальном контакте, на передний план почти всегда выступают принципы власти и бегства. В начале групповой терапии самые активные пациенты своим симптоматическим поведением пытаются сделать остальных членов статистами своей симптомодрамы. Аммон отмечает, что такие пациенты требуют тогда от других, чтобы те подчинялись их потребностям. Они пытаются, так сказать, дирижировать группой и при этом брать на себя также роль терапевта.

Бастиаанс и Гроен описали подобное поведение у астматиков. Групповая терапия с астматиками отличается, например, от групповой терапии с диабетиками тем, что астматики в первые месяцы терапии ведут себя чуть ли не как анархические лидеры или руководители, тогда как диабетики демонстрируют скорее подчиненное поведение. Такая группа диабетиков производит впечатление группы, которая ведет себя выжидательно и отдает бразды правления терапевту. Совершенно иначе ведут себя в этом отношении группы язвенных больных, гипертоников или пациентов, страдающих язвенным колитом. В рамках данной статьи мы не можем, однако, более детально обсудить эти специфические различия.

Очень четко можно наблюдать и так называемый дефицит на уровне мечтания и фантазирования. У многих психосоматических больных, которые поначалу неспособны фантазировать или мечтать, в ходе процесса и в соперничестве с другими становится очевидным, что речь здесь идет не об абсолютном дефиците, а о блокировке интра-психических функций. В мечтах и фантазиях можно раскрыть значение языка органов. Разумеется, группа иногда предоставляет прекрасную возможность для развития способности общаться, которая не была активизирована родителями. Аммон указал также на то, что в групповой терапии речь идет не о простом катартическом отреагиро-вании и не о формализированной психодраме отдельных членов, а скорее о групповом событии, в котором на поверхности оказывается подвергшаяся защите первично-процессуальная динамика. В этом процессе пациенты могут обучаться как невербальной, так и вербальной коммуникации в аспекте, к сожалению, запоздалого развития Я.

Необходимо отметить, что в исследованиях так называемой специфичности предпочтение имеют гомогенные группы.

Вместе с тем лечение группы астматиков, гипертоников и та- связано порой с более высокими требованиями к терапевту, чем терапия смешанных групп. Гомогенная группа более склонна упорствовать в специфическом защитном поведении. Пациенты могут воспринимать себя как группу исключений или даже как группу героев, и эта нарциссическая выгода может вести к чрезмерному сопротивлению при про-ряботке переноса и контрпереноса. Но иногда такое сопротивление со временем может спонтанно редуцироваться, особенно если проблема соперничества заставляет членов группы вести себя по-другому.

Одно из основных преимуществ групповой терапии состоит в возможности работы с котерапевтом, благодаря чему облегчается объективизация терапевтического процесса. Терапевтическая группа предоставляет при этом прекрасную возможность для совершенствования терапевтов, особенно для тех, кто не может или не склонен проходить учебный анализ. Те же, которые заранее считают аналитические данные вздорными или “бездоказательными”, могут сами при работе в группе получить представление о возможностях и границах этого метода