Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
чув.doc
Скачиваний:
64
Добавлен:
07.07.2019
Размер:
330.24 Кб
Скачать

7. Чувашская языческая религия. Иерархия богов и духов.

Вплоть до середины XVIII в. у чувашей сохранялась народная (языческая) религия, в которой присутствовали элементы, воспринятые от зороастризма древнеиранских племен, иудаизма хазар, ислама в болгарское и золотоор-дынско-казанскоханское время. Предки чувашей верили в самостоятельное существование человеческой души. Дух предков покровительствовал членам рода, мог и наказать их за непочтительное отношение.

Для чувашского язычества был характерен дуализм, воспринятый главным образом от зороастризма: вера в существование, с одной стороны, добрых богов и духов во главе с Султи тура (верховным богом), и с другой — злых божеств и духов во главе с Шуйттаном (дьяволом). Боги и духи Верхнего мира — добрые, Нижнего света — злые.

Религия чувашей по-своему воспроизводила иерархическую структуру общества. Во главе многочисленной группы богов стоял Султи тура со своим семейством. По-видимому, первоначально небесный бог Тура («Тенгри») почитался наравне с другими божествами. Но с появлением «единовластного самодержца» он становится уже Асла тура (Высшим богом), Султи тура (Верховным богом).

В людские дела непосредственно всевышний не вмешивался, управлял людьми через помощника — бога Кебе, ведавшего судьбами человеческого рода, и его служителей: Пулёхсё, назначавшего людям судьбу, счастливые и несчастливые жребии, и Пихампара, раздававшего людям душевные качества, сообщавшего юмзям пророческие видения, который считался также покровителем животных. В услужении Султи тура находились божества, названия которых воспроизводили названия прислуживавших и сопровождавших золотоордынских и казанских ханов чиновников: Тавам ыра — добрый дух, заседавший в диване (палате), Тавам суретекен — дух, ведавший делами дивана, далее: страж, привратник, кравчий и т. д.

Боги и духи

Чуваши почитали также божков, олицетворяющих солнце, землю, гром и молнию, свет, огоньки, ветер и т. п. Но многие чувашские боги «обитали" не на небесах, а непосредственно на земле.

Злые божества и духи были независимы от Султи тура: других богов и божеств и враждовали с ними. Бог зла и мрака Шуйттан пребывал в бездне, хаосе. Непосредственно от Шуйттана «произошли»:

Эсрель — злое божество смерти, уносящее души людей, Ийе — домовой и костолом, Вопкан — дух, насьыающий эпидемии, а Вупар (упырь) вызывал тяжелые болезни, ночное удушье, лунные и солнечные затмения.

Определенное место среди злых духов занимал Иёрёх, культ которого восходит к матриархату. Иёрёх представлял собой куклу в виде женщины. Она передавалась из поколения в поколение по женской линии. Иёрёх был покровителем семьи.

Самыми вредными и злыми божествами считались киремети, которые «обитали" при каждом селении и приносили людям бесчисленное множество несчастий (болезни, бездетность, пожары, засухи, градобития, грабежи, бедствия от помещиков, приказных служителей, пуянов и т.п.). В киремети будто бы превращались души злодеев и угнетателей после их смерти. Само название киремети происходит от мусульманского культа святых «карамат». У каждого селения было не менее одного киреметища, были и общие для нескольких селений киремети. Место жертвоприношения киремети огораживалось, внутри строилось небольшое здание с тремя стенами, обращенное открытой стороной на восток. Центральным элементом киреметища было одиноко стоящее старое, часто уже засохшее дерево (дуб, ветла, береза). Особенность чувашского язычества состояла в традиции умилостивления как добрых, так и злых духов. Жертвы приносились домашними животными, кашей, хлебом и т. п. Жертвоприношения совершали в специальных капищах — культовых сооружениях, которые обычно устраивались в лесах и также назывались ки-реметями. За ними ухаживали мачауры (мачавар). Они вместе с главарями молений (кёлёпусё) совершали обряды жертвоприношений и молений.

Добрым богам и божествам чуваши посвящали общественные и частные жертвоприношения и моления. В большинстве это были жертвоприношения и моления, связанные с земледельческим циклом: уй чукё (моление об урожае) и др.

Леса, реки, особенно омуты и пруды

8. Древнечувашская руническая письменность.

9. Метеорологические знания чув народа. Наблюдения за погодой.

10. Чувашская народная педагогика (воспитание детей).

11. Чувашские народные приемы счета и измерения (денежный счет, чув цифры, меры длины, веса и объема).

12. Чув народная вышивка и орнамент.

13.

14.

15. Русский историк Арцыбышев ,его научная и служебная деятельность.

Николай Сергеевич Арцыбышев родился 1-го (по новому стилю - 12-го) декабря 1773 г в с. Мамино Цивильского уезда Казанской губернии в дворянской семье. Детство для будущего ученого и писателя закончилось в 1781 г., когда умер его отец. В тот черный год осиротевшую семью посетил дед по матери, вологодский помещик, коллежский асессор Яков Михайлович Чернявский и забрал старшего внука с собой в Вологду. Там будущий историк выучился грамоте. Когда его мать вышла замуж за уфимского дворянина, секунд-майора Ивана Савиновича Кублицкого, Николая привезли в Казань и отдали на воспитание в казанский частный пансион. В литературе высказано мнение, что Арцыбышев учился в пансионе немецкого Вюльфинга - лучшем частном учебном заведении Казани, но оно не подкреплено документально. В Казани Арцыбышев провел четыре года. В 1786 году, после смерти матери, отчим отвез 13-летнего Николая в Петербург и записал капралом в лейб-гвардии Преображенский полк.

Пансион Н.Бамани относился к учебным заведениям закрытого типа, в которых дети жили, воспитывались и получали образование за ежегодную плату. Он принадлежал к обер-пансионам, т.е. заведениям высшего типа, и имел хорошую репутацию. Здесь преподавались математика, география, всемирная и натуральная истории, закон Божий, французский, немецкий и русский языки, рисование, музыка, хореография и др. Основное внимание в пансионе уделялось точным наукам. Жизнь в пансионе была подчинена строгому режиму. Закалка, полученная в пансионе, осталась на долгие годы. Первого февраля 1788 г. Арцыбышев был переведен сержантом в гвардейский Сесеновский полк. С этого дня он поступил на военную службу, которую совмещал с учебой до окончания пансиона в 1789 г.

На закате правления Екатерины II, служба в гвардии была связана с большими расходами. Вырвавшись из-под опеки юноша с головой окунулся в полную соблазнов и развлечений столичную жизнь. Жизнь в столице предоставляла массу возможностей для культурного развития. В последние годы правления Екатерины II Арцыбышев был близок к заветной цели - производству в старший офицерский чин, дававший право на отставку. Со вступлением на престол Павла I гвардия лишилась многих привилегий. С большими хлопотами, пустив в ход влиятельные связи, в январе 1797 г. Арцыбышев добился перевода в Казанский гарнизонный полк, получив чин прапорщика, а не капитана, на что рассчитывал. Тяжело пережив крушение честолюбивых надежд, в сентябре 1797 г. Арцыбышев подал рапорт об отставке, но вместо нее в октябре того же года неожиданно был подвергнут позорной "выключке", по версии родных - за прогул одного дня. 1 ноября 1800 г., Павел подписал указ "о дозволении" офицерам, исключенным из службы без приговора суда, вступить в нее после личного ходатайства перед императором. Арцыбашеву повезло, он был вызван в Петербург и восстановлен на службе в Казанском гарнизоне. Это произошло 29 января 1801 г., но потеряв интерес к военной службе, после своего восстановления Арцыбашев не прослужил и года. Решив посвятить себя наукам, 28 октября 1801 г., по прошению он вышел в отставку в чине прапорщика и активно включился в общественную и культурную жизнь Казани.

Путь Арцыбышева в науку был долгим, но внутренне логичным и стройным. Благодаря заложенному с детства интересу к истории, он не переставал пополнять научный багаж путем самообразования. Свое творчество Арцыбышев начал с исторической прозы. Свою "Рогнеду" он ставил в число лучших произведений исторической беллетристики. В 1820-е гг. в печати стали появляться отдельные главы основного труда Арцыбышева - "Повествования о России".

Уроженец Чувашской земли, Арцыбышев обратился к проблеме этногенеза чувашского народа, который относил к финно-уграм. Сильной стороной работ ученого является использование местного материала: письменных источников, данных языка, топонимики, исторических преданий, личных полевых наблюдений, рассказов очевидцев Крестьянской войны 1773-1775 гг. 14 мая 1809 г. он сочетался браком с Александрой Ивановной Родевой (Родиной), помещицей с. Рындино Цивильского уезда. В браке родились дети: Люба (1810 г.) и Павел (1811 г.), которые рано лишились матери. Второй раз Арцыбышев женился 2-го июня 1813 г. на 27-летней дворянке Анне Никитичне Незвановой (Названовой) (1786-1857).

Живя затворником в деревне, Арцыбышев не был изолирован от научного мира. Его "уединенную хижину" посещали коллеги-ученые. Неоднократным гостем в Мамино был казанский профессор истории П.С.Кондырев. в июле 1833 г. к Арцыбышеву по его приглашению заехал петербургский историк П.М. Строев. Заслуги Арцыбышева в области истории были по достоинству оценены научной общественностью: в сентябре 1811 г. он был избран соревнователем Общества истории и древностей российских при Московском университете (с 12 апреля 1823 г. действительный член), с которым сотрудничал до конца своей жизни. В ноябре 1833 г. ученый из Цивильска получил приглашение вступить в Королевское Копенгагенское общество историков северных стран Европы. С большим напряжением Арцыбышев работал в последние полтора года жизни. К середине августа 1841 г. рукопись четвертого тома "повествование о России" была доведена до 1742 г. оставалось описать еще 19 лет царствования Елизаветы Петровны, но судьба распорядилась иначе. 27 августа (8-го сентября по новому стилю) 1841 г. скончался.Местом упокоения, возможно, по воле ученого, было выбрано церковное кладбище с. Рындино. Похороны состоялись 31 августа.