Добавил:
Instagram.com Студент, филфак (изд. дело) Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МОРФОЛОГИЯ / Морфология 2 курс дневной - ответы (существ, местоим, ЧР).docx
Скачиваний:
56
Добавлен:
21.06.2019
Размер:
202.83 Кб
Скачать
  1. Сущность притяжательного склонения

Притяжательные суффиксы присоединяются к именам существительным во всех падежах и образуют притяжательное склонение имён существительных. Притяжательное склонение имён существительных отличается от беспритяжательного склонения тем, что к имени, кроме падежного суффикса, присоединяются ещё лично-притяжательные или возвратно-притяжательные суффиксы.

Имена существительные с возвратно-притяжательными суффиксами не употребляются в именительном падеже. В винительном падеже перед возвратно-притяжательными суффиксами падежный суффикс опускается.

Винительный неопределённый падеж в притяжательном склонении имеет ещё одно значение, которого он не имеет в беспритяжательном склонении — обозначать предмет, предназначающийся для кого-либо, чего-либо.

Суффикс -ов, -ев, производящий имена прилагательные от существительных мужского рода на твердый и мягкий согласный и очень редко — в просторечии — от существительных среднего рода и выражающий принадлежность одному определенному (обозначенному основой имен существительных) существу, в книжных стилях литературного языка угасает. Он вытесняется родительным падежом имени существительного, выражающим как единичную, так и коллективную притяжательность. Неудобство притяжательных на -овсостоит в том, что они указывают на принадлежность только единичному лицу и не могут обозначать множественного владетеля. Между тем в русском языке установился полный параллелизм между посессионной (притяжательной) функцией множественного и единственного числа. Индивидуальная, единичная принадлежность уже не выделяется грамматически как основной признак, как отличительное свойство предмета. Выражение отношений притяжательности между предметом и лицом или коллективом, группой лиц синтаксически закреплено за формой родительного падежа имени существительного и единственного и множественного числа (родительный владетеля). В этом отношении нет соответствия между собственно притяжательными и местоименными прилагательными (ср. употреблениемой, твой, свой, наш, вашв притяжательном значении и отсутствие значения принадлежности у родительного:меня, тебя, себя, вас, нас). Семантический объем притяжательных местоимений гораздо шире. Они имеют целый ряд дополнительных указательных и качественных значений (сверх оттенка прямой притяжательности).

      Суффикс -ов, -еввсе больше специализирует свое значение как суффикс официальных фамильных имен (Петров, Иванов, Горев, Стеклов, Мореваи т. п.). Угасанию и во всяком случае ограничению притяжательных на -овспособствовало семантическое обособление прилагательных на -овый(ср.:крокодиловикрокодиловый). Впрочем, в языке художественной литературы и в устной речи суффикс -овеще очень живуч.

А. А. Потебня так писал об эволюции категории притяжательности в русском языке: "...первоначально всякое притяжательное предполагает существительное в значении особи и есть притяжательное личное. <...> Позднее... особь синекдохически принимается за образец рода, мыслится при производном прилагательном все неопределеннее, причем это прилагательное переходит к значению притяжательного родового и относительного, т. е. приближается к безотносительному, качественному. Чем древнее строй языка и чем образнее в этом языке обычное мышление, тем обычнее употребление суффиксов, присвоенных потом притяжательным личным там, где нынешний литературный язык требует притяжательных родовых и относительных".

С категорией индивидуальной притяжательности тесно связаны продуктивные. фамильные обозначения лиц на -ов, -ин(Иванов, Блохини т. п.). Круг их производства шире, чем притяжательных. Они образуются не только от названий живых существ, но и от имен существительных, принадлежащих к категории неодушевленности. В этом случае "имя неодушевленное или имя среднего рода становится прозвищем человека и, таким образом, делается как бы уже названием одушевленного существа", — писал К. С. Аксаков.

      Между тем вообще от имен существительных среднего рода (за исключением обозначений фамилий) не образуются притяжательные на -ови -ин, так как имена среднего рода, не обозначая лиц, не мирятся с понятием "личного права собственности".