Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
вкр.docx
Скачиваний:
26
Добавлен:
17.06.2019
Размер:
130.91 Кб
Скачать

1.2.3 I половина XIX века

В этот период образ купца можно найти уже в различных жанрах, не только в драматургических. Часто купец появляется в баснях И.А. Крылова. Расширяется и круг драматургических жанров: из комических опер торговец переходит в социально-бытовые комедии (таковы, например, «Сиделец» П.А. Плавильщикова, первые пьесы А.Н. Островского).

Литературные произведения первой половины XIX века проповедовали идею служения обществу, рассматривалось значение купечества для государства. Все это являлось отражением огромной роли, которую приобретало сословие в экономической жизни общества.

В басне «Откупщик и сапожник» (1811 год), написанной на сюжет басни Лафонтена «Сапожник и финансист», Крылов настаивает на губительной силе богатства. Зажиточный купец страдает бессонницей, а его сосед — сапожник, постоянно поет, тревожа тем редкий сон торговца. Но когда он получает мешок денег в обмен на тишину и прячет его под полом, то тоже перестает спать.

Не только песен нет, куда девался сон (Узнал бессонницу и он!); Всё подозрительно, и всё его тревожит: Чуть ночью кошка заскребёт, Ему уж кажется, что вор к нему идёт: Похолодеет весь, и ухо он приложит. Ну, словом, жизнь пошла, хоть кинуться в реку [4].

В басне «Купец» (1830 год) он рисует фигуру жулика, который будет обманут сам. Крылов считает, что все общество проникнуто идеей наживы [4].

Обманут! Обманул Купец: в том дива нет; Но если кто на свет Повыше лавок взглянет, – Увидит, что и там на ту же стать идёт; Почти у всех во всём один расчёт: Кого кто лучше проведёт И кто кого хитрей обманет [4].

Отдельно стоит поговорить об образах купцов в творчестве А.Н. Островского, ведь именно с ним связывают появление в русской литературе отдельного пласта жизни русского купечества. Отчасти писатель продолжил традицию изображения пороков и добродетелей купечества, которая сложилась к тому времени в русской литературе. Одним из главных произведений была пьеса «Свои люди — сочтемся!» 1849 года, в основе которой лежит незаконное банкротство. Коррумпированный представитель власти за деньги готов вступить в преступный союз с ненавистным ему купечеством. Конфликт двух поколений строится на принципе «не обманешь — не продашь». Купеческую среду, в которой царит пошлость и невежество, писатель выставляет во всей своей неприглядности, и никто из главных героев не вызывает положительных эмоций: купец Большов отталкивает жадностью и тяжелым характером, а его дочь Липочка поверхностна и глупа.

Примерно в одно время с А.Н. Островским пробует печататься и В.И. Даль. В его первых сказках сборника «Пяток первый» присутствует образ купца, но совершенно отличный от стереотипно-отрицательных образов. Произведения писателя мы подробнее проанализируем во второй главе.

Мы видим, что ко второй половине XIX века образ порочного торгаша уже уверенно функционировал в литературе. Писатели научились выделять и осмеивать главные негативные стороны личности предпринимателей.

Итак, рисуя образы купечества, писатели отражали не только процессы социальной трансформации сословия, но и переход к новым формам хозяйствования, подчеркивая при этом отрицательные стороны купечества и иногда — их положительные стороны. Положительные образы встречаются значительно реже, чем отрицательные, потому что качества, свойственные деловым людям, не пользовались в России уважением и интересом, как на Западе. Делового человека резонировал на общем фоне русской лености и медлительности, а потому воспринимался с отторжением. Культ сильной личности на тот момент не был нормой и целью в российском обществе. Так и благотворительную, меценатскую деятельность купеческого сословия русская литература обошла стороной.