
- •Семинар 4
- •Современное городское просторечие и литературный язык
- •I. Просторечие как историческая категория; национальное своеобразие русского просторечия
- •II Просторечие как социальная категория; носители просторечия
- •III Язык современного города и просторечие
- •IV Локальность просторечия
- •V Характерные черты современного городского просторечия
- •Просторечие и разговорная речь (рр)
- •Просторечие и язык художественной литературы
II Просторечие как социальная категория; носители просторечия
На наших глазах, на протяжении жизни всего лишь одного поколения людей, происходит изменение жизни города: так, Москва с населением в 2 млн человек начала века превращается в современный супергород с населением в 15 млн человек. Существенно изменяется социальный и образовательный статус жителей города, меняется демографическая картина. Столица уже давно не живет за счет «внутренних» ресурсов развития, она втягивает в свою орбиту население разных краев и областей нашей страны.
Еще в начале 20 в. московское просторечие питалось соками окружавших Москву диалектов. Важное наблюдение находим в книге Вл. Гиляровского «Москва и москвичи»:
«Москвичи... — не только те, которые родились в Москве, а и те, которых дают Москве области. Так, Ярославская давала Москве половых, Владимирская—плотников, Калужская — булочников. Банщиков давали три губернии, но в каждой — по одному-двум уездам, и не подряд, а гнездами. Испокон веку Москву насыщали банщиками уезды: Зарайский (Рязанский), Тульский — Каширский и Веневский. Так из поколения в поколение шли в Москву мужчины и женщины».
Уже с 20-х годов 20 в. резко меняется социальный состав жителей Москвы. Городское московское просторечие теряет свои привычные корни, разрушаются и внутрисемейные языковые традиции. Образованные «дети» не повторяют просторечия «отцов», у них появляются новые авторитеты и образцы для подражания. Если раньше просторечие было живо «семейными преданиями», то теперь школа, радио, телевидение оттесняют его на задний план в хоре «голосов города».
Современное просторечие — это язык необразованных слоев города, а значит, — прежде всего, язык старшего поколения. Старое московское просторечие уходит из жизни вместе с его носителями, на наших глазах оно становится реликтовым явлением языка. Но одновременно возникает новое городское просторечие — феномен, еще совершенно не изученный лингвистами именно из-за своей новизны.
III Язык современного города и просторечие
Современный город — это не единый организм. Его характеризует нестабильность жизни и прежде всего нестабильность населения. Одна из характерных демографических черт века - миграция населения. Огромный котел города с трудом перемешивает и перемалывает разные традиции словоупотребления, разное отношение к традиционным формам устного общения. Сейчас в устной речи все большее значение приобретают профессионализмы, жаргоны, арго — с одной стороны, и, с другой,— укрепляется литературная разговорная речь. Разговорно-просторечная стихия становится конгломератом, включающим общеупотребительные диалектизмы, украинизмы, профессиональные жаргоны, молодежное арго, «мещанизмы» и некоторые наиболее устойчивые формы старого просторечия.
IV Локальность просторечия
Особого внимания заслуживает вопрос о локальности просторечия. Априори можно сказать, что современное столичное просторечие должно отличаться от городского просторечия небольших русских городов, — таких, например, как Кострома или Калуга. В небольших городах население, как правило, более стабильно, там сильнее традиции языкового словоупотребления, «преданья старины глубокой». Кроме того, не прерываются связи города с окружающими его диалектами.