Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
mpp.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
19.04.2019
Размер:
692.74 Кб
Скачать

65 Механизм защиты прав человека в международных организациях

66 Международное гуманитарное право (понятие, пр-пы, источники, Женевское и Гаагское право)

Историю человечества называют историей войн. Современ­ное международное право запрещает применение военной силы и угрозы силой как способа разрешения международных разно­гласий. Агрессия квалифицируется как международное преступ­ление. Однако локальные вооруженные конфликты, сопровож­дающиеся сотнями человеческих жертв, нередкое явление для современных международных отношений. По информации Гессера (Швейцария), с 1945 г. произошло более 120 вооруженных конфликтов, в которых погибло более 22 млн. человек.

Поэтому международное гуманитарное право, направлен­ное на ограничение губительных последствий вооруженных конфликтов, продолжает сохранять актуальность.

Международное гуманитарное право – это совокупность норм, регламентирующих по ведение участников вооруженного конфликта с целью максимального ограничения и гуманизаци военных действий и защиты жертв вооруженного конфликта.

Зарождение норм гуманитарного права относится к глубо­кой древности. Причем первоначально они имели характер мо­ральных принципов, закрепленных в религиозных постулатах-законах (например, законы Древних Шумер, Древней Индии). Значительный вклад в развитие правил ведения войны в эпоху Средневековья внесло христианство и рыцарство. Рыцар­ские традиции, касающиеся объявления войны, статуса парла­ментеров, запрещения применения отдельных видов оружия, оказали влияние на формирование правил ведения военных дей­ствий, хотя их применение носило ограниченный характер: только между христианами и знатью.

В эпоху буржуазных революций начала развиваться доктри­на права войны, в формирование которой внесли большой вклад философы-просветители. Гроций, являясь создателем междуна­родного права, считал, что только оно способно защитить чело­века от действий вражеской стороны, и призывал к тщательной регламентации обращения к войне.

С XVIII в. военные действия начинают вестись профессио­нальными армиями, что приводит к новому этапу в развитии гу­манитарного права - формированию обычных норм путем за­крепления в национальном законодательстве государств (воен­ные уставы, конституционное и уголовное законодательства) идентичных правил, касающихся ведения военных действий, об­ращения с ранеными, военнопленными и населением неприяте­ля. Так, в Российском воинском артикуле (1715 г.) содержались статьи об ответственности за грабежи и разрушение церквей, насилие над женщинами, детьми и престарелыми. Согласно ар­тикулу «убийство безоружных людей является преступлением, позорящим честь русской армии».

Начало периода кодификации принципа защиты граждан­ского населения относится к середине XIX в. Первым междуна­родно-правовым документом стала принятая по инициативе Рос­сии в 1868 г. Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль (Петербургская декларация 1868 г.).

Кодификационный процесс шел по следующим направлени­ям:

1) разработка кодификационных норм, закрепляющих пра­вила ведения войны (13 конвенций, принятых на Гаагских конференциях 1899 и 1907 гг., касающихся законов и обычаев сухо­путной и морской войны, прав и обязанностей нейтральных дер­жав. БССР присоединилась к Гаагским конвенциям 1907 г. в 1962 г.);

2) принятие соглашений, направленных на защиту жертв иных конфликтов:

четыре Женевские конвенции о защите жертв вооруженных конфликтов от 12 августа 1949 г. (ратифицированы БССР 5 ию­ля 1954 г.);

Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных кон­фликтов немеждународного характера, от 6 июня 1977 г. (Про­токол II) (ратифицирован БССР 25 августа 1989 г.);

Соглашение о первоочередных мерах по защите жертв во­оруженных конфликтов от 24 сентября 1993 г. (ратифицировано Республикой Беларусь 27 октября 1994 г.);

3) разработка конвенций в области ограничения и запреще­ния применения отдельных видов оружия:

Протокол о запрещении применения во время войны удуша­ющих, ядовитых или других подобных газов и бактериологичес­ких средств ведения войны от 17 июня 1925 г., Конвенция о за­прещении военного или любого иного враждебного использова­ния средств воздействия на природную среду от 1 декабря 1976 г. (ратифицированы БССР 23 мая 1978 г.);

Конвенция о запрещении или ограничении применения кон­кретных видов обычного оружия, которые могут считаться на­носящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбира­тельное действие, с прилагаемыми к ней Протоколом о необнаруживаемых осколках (Протокол I); Протоколом о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других уст­ройств (Протокол II); Протоколом о запрещении или ограниче­нии применения зажигательного оружия (Протокол III) от 10 октября 1980 г. и Протоколом об ослепляющем лазерном ору­жии (Протокол IV) от 13 октября 1995 г. (Протоколы 1980 г. и Протокол IV ратифицированы БССР 4 июня 1982 г. и 17 октяб­ря 1996 г. соответственно);

Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничто­жении от 18 сентября 1997 г.. Конвенция о запрещении произ­водства, хранения и накопления запасов химического оружия и его уничтожении от 13 января 1993 г. (ратифицированы Респуб­ликой Беларусь);

4) разработка соглашений, направленных на обеспечение соблюдения норм международного гуманитарного права:

Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использоваанием, финансированием и обучением наемников от 4 декабря 1989 г., Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него от 9 декабря 1948 г., Конвенция о непримени­мости срока давности к военным преступлениям и преступлени ям против человечества от 26 ноября 1968 г. (ратифицированы Республикой Беларусь).

Общечеловеческая направленность международного гума­нитарного права обусловила закрепление в нем общих обычных норм, ориентированных на международное сообщество в целом. Так, уже в преамбуле первых конвенций (II Гаагская 1899 г. и IV Гаагская 1907 г.) была включена «оговорка Мартенса», воспро­изведенная в дальнейшем в I Дополнительном протоколе 1977 г., которая гласила, что в случаях, не предусмотренных междуна­родными соглашениями, гражданские лица и комбатанты оста­нутся под защитой и действием общих принципов международно­го права, проистекающих из установившихся обычаев, из прин­ципов гуманности и из требований общественного сознания.

Универсальность применения ряда положений международ­ных конвенций в области гуманитарного права была подчеркну­та в решении Международного военного трибунала в Нюрнбер­ге, рассматривавшем дела нацистских преступников фашист­ской Германии, который в ответ на доводы защиты о неприме­нении IV Гаагской конвенции 1907 г. и Женевской конвенции 1929 г. об обращении с военнопленными к государству, не рати­фицировавшему их, постановил, что гуманитарные нормы ука­занных конвенций признаны всеми цивилизованными нациями, рассматриваются ими как декларация законов и обычаев войны и считаются частью общего международного права.

Гуманитарные нормы универсального действия императив­ного характера получили закрепление в последующих кодифи­кационных актах. В частности, в ст. 3, аналогичной по содержа­нию четырем Женевским конвенциям 1949 г., запрещающей всегда и всюду посягательство на жизнь, здоровье, неприкосно­венность и человеческое достоинство больных, раненых и воен­нопленных, гражданского населения.

Следует отметить, что характерной особенностью обычных норм международного гуманитарного права является то, что эти нормы существуют и применяются несмотря на значительные расхождения с практикой. Нормы Женевских конвенций о за­щите жертв войны 1949 г. часто нарушались в период многих во­оруженных конфликтов, происходивших после Второй мировой войны, тем не менее их авторитет даже для не подписавших го­сударств непререкаем.

Важное значение в процессе нормообразования междуна­родного гуманитарного права играет деятельность международ­ных неправительственных организаций, в первую очередь Меж­дународного комитета Красного Креста (МККК).

Особенно значима деятельность МККК в области кодифика­ции и прогрессивного развития гуманитарного права. Он был инициатором созыва ряда международных конференций (межправительственной в 1929 г., дипломатических в 1949 и в 1974 гг.), итогом которых стали разработка и принятие конвенций по гу­манитарному праву и дополнительных протоколов к ним. МККК активно участвовал в работе конференций, представляя проекты конвенций, причем трактовки отдельных статей, авто­ром которых являлся этот комитет, получили закрепление в конвенциях. В настоящее время эксперты МККК являются членами Независимой комиссии по гуманитарным вопросам, работающей над проблемой совершенствования гуманитарного права.

Виды вооруженных конфликтов и их участники.

Наиболее тяжким нарушением международных обяза­тельств является агрессивная война, которую развязывают одно или несколько государств против другого или других государств. В такой ситуации одна сторона является агрессором, а другая - жертвой агрессии. Наиболее ярким примером может служить война гитлеровской Германии против стран Европы и СССР, США против народов Индокитая, Ирака против Кувейта. Одна­ко в настоящее время в теории международного права и доку­ментах используется термин «вооруженный конфликт».

Международный вооруженный конфликт можно опреде­лить как столкновение между двумя либо группой государств с применением вооруженных сил.

Из приведенного определения вытекает, что основным субъектом международного вооруженного конфликта является государство. Первые международные конвенции в области меж­дународного гуманитарного права (Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг.) были направлены на регулирование военных действий только государств. Женевские конвенции 1949 г. и I Дополни­тельный протокол 1977 г. значительно расширили круг сторон в международном вооруженном конфликте, распространив нор­мы международного гуманитарного права на народы, которые ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществлении свое­го права на самоопределение. Исходя из этого, можно сделать вывод, что стороной в международном конфликте могут быть нация или народ, борющиеся за самоопределение, и партизан­ские движения, отстаивающие интересы своего народа и госу­дарства, борясь против оккупационного режима.

В современных условиях субъектом международного воору­женного конфликта может стать и международная организа­ция, имеющая право, согласно Уставу, применять коллективные вооруженные силы в качестве санкции против государства-аг­рессора (ООН) либо оказывать помощь государству-члену, подвергнувшемуся нападению со стороны другого государства (НА­ТО, ЛАГ, ОАЕ). Примером конфликта с участием международ­ной организации может служить применение коллективных во­оруженных сил ООН в 1991 г. против Ирака за агрессию против Кувейта, военные действия НАТО против Югославии в 1999 г.

Во II Дополнительном протоколе содержится определение нового вида вооруженного конфликта - вооруженного кон­фликта немеждународного характера, или внутреннего воору­женного конфликта, это «проходящие на территории какой-ли­бо Высокой Договаривающейся стороны между ее вооружен­ными силами и антиправительственными вооруженными сила­ми или другими организованными вооруженными группами, ко­торые, находясь под ответственным командованием, осуществ­ляют такой контроль над частью ее территории, который позво­ляет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия».

Таким образом, определяющими критериями немеждуна­родного вооруженного конфликта являются следующие:

а) осуществление военных действий в пределах территории государства;

б) конфликт происходит между регулярными (правительст­венными) вооруженными силами и антиправительственными во­ору­женными группами;

в) оппозиционные силы должны находиться под единым ко­мандованием и контролировать часть территории страны;

г) военные действия оппозиции должны носить непрерыв­ный и согласованный характер.

Однако следует подчеркнуть, что указанный Протокол ис­ключает из понятия вооруженного конфликта немеждународно­го характера отдельные случаи нарушения внутреннего поряд­ка: беспорядки, спорадические акты насилия - бунты, мятежи.

Применение международного гуманитарного права к воору­женным конфликтам как международного, так и немеждународ­ного характера начинается с момента возникновения вооружен­ного конфликта, не зависит от его причин, не требует ратифика­ции Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоко­лов к ним всеми сторонами конфликта. Нарушение положений конвенций либо не ратификация указанных документов не осво­бождает другую сторону от выполнения соответствующих норм международного гуманитарного права.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]