Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Материалы к экзамену-2.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
14.04.2019
Размер:
517.63 Кб
Скачать

40. Групповая динамика.

В отечественной модели выделяются 4 фазы (стадии) развития группы, на каждой из которых преобладает та или иная совокупность внутригрупповых процессов, при этом первые две фазы им объединяются в первый (подготовительный) этап.

  1. Подготовительный этап.

  1. знакомство друг с другом и тренером;

  2. агрессия (фаза фрустрации).

  1. Основной этап

  1. устойчивая работоспособность.

  1. Заключительный этап

  1. распад группы (умирание).

В этой модели процессы, характерные для каждой фазы, присутствуют не только на данной стадии, но и на всех остальных, но с разной степенью выраженности

44. Исследование психологии больших социальных групп.

Социально-психологическое исследование характеристик больших социальных групп наталкивается на целый ряд трудностей (прежде всего здесь имеются в виду исследования больших организованных, устойчивых социальных групп). Богатство методик изучения различных процессов в малых группах часто контрастирует с отсутствием подобных методик для исследования, например, психологического облика классов, наций и других групп такого рода. Первая методологическая проблема, которая возникает, когда мы приступаем к изучению психологии больших социальных групп, - это определение предмета исследования. Из самого понятия "психология макрогруппы" вытекает, что речь идет о группах, которые обладают своим собственным психологическим складом, о больших группах людей, объединяемых определенной психологической общностью.

Нетрудно заметить, что такое определение по сути дела амбивалентно. В самом деле, под него подпадают группы весьма разные, поскольку для выделения их в качестве групп психологическая общность имеет совершенно неодинаковое значение и разную основу. Очевидно, что с этой точки зрения существует принципиальное различие между такими, например, макрообщностями, как класс, социальный слой, нация или другая этническая общность, и, с другой стороны, такими, как партия, общественное движение, конфессиональная группа.

Все это макрогруппы, но в первом случае перед нами группы, объединяемые общностью объективных социальных характеристик своих членов - общностью, которая обусловлена либо их местом в системе социально-экономических отношений, в разделении труда, либо (как в случае наций) - определенной системой объективных социальных связей. Конечно, такие группы обладают психологической общностью, но она вторична по отношению к их объективной социальной общности, к объективным связям.

Во втором случае речь идет о группах, которые возникают и существуют в силу сознательного стремления людей к объединению на основе общих целей или ценностей. Конечно, такие объединения тоже имеют свою объективную почву, но по своему происхождению они представляют собой субъективно-психологические общности. Это их первичное качество, причем, с точки зрения объективных социальных характеристик своих членов, такие группы могут быть весьма разнородными. Это различение макрогрупп представляется существенным, поскольку не идентично само содержание проблем, возникающих при изучении их психологии.

Группы второго типа - субъективные - представляют интерес для социально - психологического исследования прежде всего с точки зрения механизмов внутригрупповых психологических связей и отношений, особенностей этих механизмов в различных видах групп: в ассоциации, организации и т. д. Когда мы занимаемся такими группами, мы исследуем механизм сложения индивидуальных действий в групповые, анализируем группу как субъект действия, способы, обеспечивающие функционирование таких групп, их максимальную интеграцию.

Исследование групп первого типа - объективных - включает всю названную проблематику, но не ограничивается ею. Оно предполагает в качестве центрального или одного из центральных звеньев анализ связей между объективной и психологической общностью группы, путей перехода первой во вторую. Эта проблема возникает из очевидного факта: степень социально –психологической общности людей обычно не тождественна степени их объективной социальной общности.

В этом отношении показателен пример социальных классов. Исследуя рабочий класс, мы неизбежно сталкиваемся с тем фактом, что при значительной общности социально-экономического положения рабочих среди них существует весьма различная направленность сознания, поведения, распространены различные социальные представления и ценности, причем не только в политике, но и в повседневной трудовой жизни: отношение к предприятию, труду и т. д. Поэтому, когда мы имеем дело с психологией таких групп нас интересует каким образом и в какой мере объективная общность преобразуется в субъективно-психологическую, механизм этого процесса.

Отметим другой момент, тоже связанный с пониманием объекта психологии больших групп. Само понятие макрогруппы не является достаточно ясным и определенным. Обычно оно употребляется в негативном смысле - как антитеза микрогруппы. Под такое определение подпадают группы совершенно разного порядка, исследование которых трудно объединить каким-либо общим методологическим принципом. Это и класс, и нация, и население города, коллектив большого завода, в котором не все знают друг друга, не все общаются друг с другом.

Любая социальная макрогруппа обладает каким-то уровнем психологической общности, но степень, высота этого уровня могут быть весьма различными. Самый низший, элементарный уровень макрогруппы определяется тем, что ее члены имеют общие один или несколько социально-психологических признаков, но группа не выступает как некое социально-психологическое единство, она представляет собой, сумму индивидов или первичных групп, объединение которых не создает никакого нового социально-психологического качества. Такие группы могут быть названы типологическими, так как в социально-психологическом отношении их объединяют лишь общие для относящихся к нам индивидов черты психологического склада.

Любая социальная макрогруппа начинает свое социально-психологическое развитие с такого "типологического" этапа. Более высокий уровень социально-психологической общности выражается в том, что члены макрогруппы осознают свою принадлежность к данной группе и сознательно отделяют "свою" группу от других людей; иначе говоря, существует групповое самосознание. При этом уровне социально-психологической общности она отражается в представлениях типа "мы" и "они". Поскольку в данном случае речь вдет о макрогруппе, члены которой идентифицируют себя с ней, такой уровень социально-психологической общности можно назвать идентификационным. Наконец, наиболее высокий уровень, очевидно, существует тогда, когда группа обладает психологической готовностью к совместным действиям во имя групповых целей и интересов. Этот уровень предполагает, что члены макрогруппы не просто идентифицируют себя с ней, но обладают достаточно разработанной системой представлений о целях своей группы на макросоциальной арене. Этот уровень общности можно назвать уровнем солидарности.

Конечно, предлагаемое выделение трех уровней общности в известной мере условно и абстрактно. В реальности мы имеем дело чаще всего с группами, занимающими промежуточное, переходное положение между разными "уровнями" общности. В индивидуальном сознании членов макрогруппы уровень психологической общности со своей группой, как правило, неоднороден у разных людей и подвижен, зависим от конкретной ситуации. Уровень психологической общности группы представляет собой один из важнейших факторов, определяющих ее роль в общественно-историческом развитии, самостоятельность этой роли. Только группы с высоким уровнем могут быть действующими группами. Отсюда вытекает, что исследование условий и механизмов формирования социально-психологической общности высшего уровня представляет первостепенный интерес для понимания конкретных исторических ситуаций и событий.

Факторы, определяющие уровень психологической общности группы, можно подразделить на два типа. Существуют факторы, связанные со структурой и положением объективных групп. К числу такого рода факторов относится степень объективной социальной однородности группы. При всех прочих равных условиях, чем однороднее группа в социальном отношении, тем легче достигается ее внутренняя психологическая общность. Очевидно, что процессы идентификации и солидарности легче всего проходят в наиболее однородных по своим экономическим, социальным, культурным характеристикам макрогруппах, наименее дифференцированным на существенно различающиеся подгруппы и в наименьшей степени "перекрещивающихся" с другими группами.

Для определения уровня социально-пскхологической общности группы имеют значение также эмпиричность, очевидность, непосредственность отражения в сознании признаков, позволяющих идентифицировать группу и отделить ее от других групп. Этот фактор содержит в своей основе структуру отношения между данной группой и другими группами, между "мы" и "они". Легче всего отражаются в сознании те межгрупповые различия, которые "'лежат на поверхности", не требуют более или менее сложного процесса познания действительности.

Очевидно, помимо всех прочих моментов, чрезвычайная стойкость национального или этнического самосознания обусловлена наиболее высоким уровнем эмпиричности "мы" (общий язык, культура и т. д.). Значение этого фактора хорошо видно также на примере классовой самоидентификации. Опросы, проводившиеся в Англии в течение ряда лет, показали, что примерно 2/3 рабочих считают себя рабочими, а 1/3 относит себя к "среднему классу". Эти последние утверждают, что рабочего класса сейчас не существует, поскольку положение рабочих сближается с положением служащих. Иначе говоря, объективный процесс усложнения состава рабочего класса отразился в сознании части рабочих как утрата рабочим классом своей групповой специфики, своего "мы".

Третий фактор - интенсивность внутригрупповых коммуникаций, в особенности межличностных отношений внутри группы, их соотношение с межгрупповыми и надгрупповыми коммуникациями. Наконец, еще один фактор - объективная возможность перехода из данной группы в другую группу. При прочих равных условиях высокий уровень межгрупповой мобильности воздействует отрицательно на уровень психологической общности группы. Таковы объективные факторы, которые отражают положение группы, ее место в более широкой социальной структуре. Очевидно, что все эти факторы существенны более всего для перехода от низшего, т.е. типологического, на средний, идентификационный уровень.

Для формирования же высшего уровня социально-психологической общности, уровня солидарности решающее значение имеют иные факторы. Важнейший из них - развитость групповой организации и идеологии. Так, формирование классовой солидарности непосредственно зависит от того, обладает ли класс своей собственной организацией (партиями, профсоюзами и т. д.). Ведь действовать как целое, солидарно любая макрогруппа может лишь будучи организованной.

Уровень социально психологической обычности группы было бы неправильно рассматривать как простую сумму или равнодействующую всех перечисленных факторов. Все эти факторы могут иметь место, а уровень общности все же будет не высок. Такого рода факторы служат предпосылками для солидарности, активного действия, для формирования общности высшего уровня. Эти предпосылки превращаются в действительность только тогда, когда группа обладает достаточно развитой практикой коллективного действия, когда опыт, связанный с этой практикой, запечатлевается в сознании группы. Иначе говоря, ведущей силой в психологическом сплачивании макрогруппы выступает такая практика ее отношений с окружающей социальной средой, в процессе которой она выступает как целое.

Структура психологии большой социальной группы включает в себя: 1) психический склад как более устойчивое образование (к которому могут быть отнесены социальный или национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т.п.) и 2) эмоциональную сферу как более подвижное динамическое образование (в которую входят потребности, интересы, настроения).

Какими методами можно исследовать общественную психологию больших социальных групп? Поскольку типичные черты психологии больших социальных групп закреплены в нравах, традициях и обычаях, социальной психологии приходится в данном случае прибегать к использованию методов этнографии, которой свойствен анализ некоторых продуктов культуры. Одной из современных форм применения таких методов являются так называемые межкультурные исследования, где термин «межкультурные» отдает лишь дань традиции его использования историками культуры, в сущности же имеются в виду сравнительные исследования, причем сравниваются отнюдь не обязательно различные культуры, но и различные социальные группы. При изучении психологии больших социальных групп могут применяться и методы, традиционные для социологии, включая различные приемы статистического анализа. Также используются приемы, принятые в языкознании, поскольку в определенной степени ей приходится здесь иметь дело с анализом знаковых систем.

Существенный вклад в исследование психологии больших социальных групп внесен концепцией «социальных представлений», разработанной во французской психологической школе (С. Московичи). Она в значительной мере претендует на то, чтобы предложить одновременно и метод исследования больших групп. Под социальным представлением в этой концепции понимается обыденное представление какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях, т.е. способ интерпретации и осмысления повседневной реальности. При помощи социальных представлений каждая группа строит определенный образ социального мира, его институтов, власти, законов, норм. Социальные представления - инструмент не индивидуального, а именно группового социального познания, поскольку «представление» вырабатывается на основе опыта, деятельности группы, апеллируя к почерпнутым в этом опыте житейским соображениям. По существу через анализ социальных представлений различных больших групп познается их психологический облик. Социальные представления, порожденные группой, достаточно долговременны, они могут передаваться из поколения в поколение, хотя при определенных обстоятельствах могут, конечно, и меняться со временем.