Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
lektsii_Mp.doc
Скачиваний:
85
Добавлен:
11.12.2018
Размер:
1.34 Mб
Скачать

Лекция 16. Международное воздушное и космическое право

  1. Понятие, принципы и источники международного воздушного права

  2. Роль международных организаций в регулировании деятельности международной гражданской авиации

  3. Понятие и источники международного космического права Правовой режим космического пространства и небесных тел

  4. Правовой статус космических объектов и космонавтов. Ограничения использования космоса в военных целях

  5. Ответственность в международном космическом праве

1. Понятие, принципы и источники международного воздушного права

Международное воздушное право – это отрасль междуна­родного публичного права, в рамках которой объединены специ­альные юридические принципы и нормы, определяющие право­вое положение воздушного пространства различных категорий и находящихся в нем невоенных летательных аппаратов. В меж­дународном воздушном праве закреплены правовой режим ис­пользования гражданской авиации, регулируются разнообразные отношения при осуществлении воздухоплавания, включая пра­воотношения коммерческого характера, связанные с перевозка­ми в процессе воздушной навигации пассажиров, багажа, грузов и почты.

Нормативную базу современного международного воздуш­ного права составляют Конвенция о международной граждан­ской авиации 1944 г. (Чикагская конвенция 1944 г.), Соглашение о международном воздушном транспорте 1944 г. (или «о двух свободах» воздуха), Соглашение о международном воздушном транспорте 1944 г. (или о «пяти свободах» воздуха), Конвенция для унификации правил, касающихся международных воздуш­ных перевозок 1929 г. (Варшавская конвенция 1929 г.), Конвен­ция для унификации некоторых правил международных воздуш­ных перевозок 1999 г. (Монреальская конвенция 1999 г.), Кон­венция об ответственности за ущерб, причиненный воздушным судном третьим лицам на поверхности 1952 г. (Римская конвен­ция 1952 г.), Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушного судна 1963 г. (Токий­ская конвенция 1963 г.), Конвенция о борьбе с незаконным за­хватом воздушных судов 1970 г. (Гаагская конвенция 1970 г.), Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными про­тив безопасности гражданской авиации 1971 г. (Монреальская конвенция 1971 г.), Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную граж­данскую авиацию 1988 г., дополняющий Монреальскую конвен­цию 1971 г., Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 г., Конвенция о междуна­родных гарантиях в отношении подвижного оборудования и Протокол по авиационному оборудованию к ней 2001 г. (Кейп­таунская конвенция 2001 г.).

Пространственная сфера действия принципов и норм воз­душного права по вертикали определяется главным образом фи­зическими свойствами атмосферы, плотность которой убывает по мере удаления от земной поверхности, достигая минималь­ных значений на высоте 100–110 км над уровнем моря.

Что же касается пределов действия международного воздуш­ного права по горизонтали, то, базируясь на тех же основаниях, можно утверждать, что земная атмосфера подразделяется на две категории: воздушное пространство, принадлежащее каждому го­сударству в отдельности, – суверенное или национальное воз­душное пространство, которое располагается в пределах государ­ственных границ каждой страны – над сухопутными и водными частями ее территории, и международное, или открытое, воздуш­ное пространство, находящееся за пределами государственных границ, вне территории какой бы то ни было страны.

В международно-правовой доктрине преобладающим явля­ется подход к оценке юридического статуса воздушного про­странства, согласно которому этот статус базируется на основ­ных общепризнанных принципах международного права – нор­мах jus cogens, включая принципы суверенного равенства госу­дарств, их территориальной целостности, нерушимости границ, мирного разрешения международных споров и др. Наряду с этим в рамках международного воздушного права закрепились и по­лучили всеобщее признание специальные юридические нормы такого же уровня – специальные принципы, более четко опреде­ляющие правовое положение различных категорий воздушного пространства, общие требования, предъявляемые к пользовате­лям этими частями атмосферы, и т. д. К числу таких императив­ных норм относятся принципы полного и исключительного су­веренитета государства над его национальным воздушным пространством, свободы полетов в международном воздушном про­странстве и обеспечения безопасности международной граждан­ской авиации.

Принцип полного и исключительного суверенитета государ­ства над его национальным (суверенным) воздушным простран­ством означает право каждой страны самостоятельно и в пол­ном объеме устанавливать правовой режим пользования частью земной атмосферы, расположенной над территорией этой стра­ны. Реализацию данный принцип получает в исключительном праве каждого государства устанавливать разрешительный по­рядок полетов в его суверенном воздушном пространстве.

Вместе с тем, в пределах своей воздушной территории каж­дая страна обязана обеспечивать возможность реализации дру­гими государствами их прав в том, что касается пользования традиционными авиационными маршрутами, осуществления разрешенной коммерческой деятельности, получения льгот, привилегий и иммунитетов, предусматриваемых соответствую­щими международными и внутригосударственными норматив­ными актами. Считается недопустимым произвольное закрытие в одностороннем порядке международных трасс полетов, вредо­носное использование авиационной техники и т. д.

Принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве, расположенном за пределами государственных границ, означает, что летательные аппараты любой страны име­ют право на беспрепятственное осуществление полетов в преде­лах этого пространства при условии строгого соблюдения уста­новленных международным правом предписаний.

Принцип обеспечения безопасности международной граж­данской авиации подразумевает два направления охранной дея­тельности. Первое из этих направлений предполагает принятие государством, в котором зарегистрировано воздушное судно, предусматриваемых применимыми нормативными актами мер по обеспечению конструктивной и иной технико-эксплуатационной надежности летательных аппаратов, различ­ной авиационной техники, оборудования, четкой работы управ­ляющих и вспомогательных – диспетчерских, метеорологиче­ских, радиолокационных и т. п.

Второе направление обеспечения безопасности гражданской авиации состоит в организации на международном и националь­ном уровнях борьбы с незаконными актами, угрожающими авиационной деятельности. Нормативную основу для проведе­ния мероприятий такого рода образуют двух- и многосторонние соглашения, имеющие непосредственной целью предотвраще­ние, профилактику и пресечение подобных эксцессов. Принятие в этом направлении практических мер, в том числе мер админи­стративного, уголовного и гражданско-правового характера, от­носится к компетенции государств – участников соответствую­щих международных договоров. По таким договорам их стороны обязуются разрабатывать, принимать и эффективно применять собственное законодательство, сообразующееся с конвенцион­ными установлениями по таким вопросам, т. е. имплементиро-вать соответствующие конвенционные нормы.

Специальные принципы международного воздушного права служат платформой для формирования и применения системы юридических норм, институтов или же процедур, в соответствии с которыми осуществляется практическая деятельность пользо­вателей воздушным пространством. Регулирование такой дея­тельности и связанного с нею поведения соответствующих субъ­ектов права применительно к определенным проблемам и ситуа­циям образует понятие правового режима использования данной пространственной сферы. В это число входят определение про­цедур наделения летательных аппаратов статусом воздушного судна, вопросы их национальной принадлежности, профессио­нальной квалификации, характера, объема прав и обязанностей членов экипажей.

Особое место в международном воздушном праве занимают юридические нормы, регулирующие гражданские правоотноше­ния, возникающие в процессе использования воздушного про­странства в интересах воздушных передвижений в связи с пере­возками грузов, почты, пассажиров и их багажа, в связи с оказа­нием других транспортных услуг (поиск и спасание терпящих бедствие людей и объектов, пожаротушение и др.), а также в связи с ответственностью за сохранность объектов перевозки, возмещением причиненного в ходе таковой ущерба, страховани­ем, фрахтованием воздушных судов и пр.

Важнейший этап в развитии международного воздушного права составила Чикагская конвенция 1944 г. о международной гражданской авиации, дополнявшаяся поправками в 1954, 1961, 1962, 1971, 1973, 1974, 1977, 1980, 1984 гг. Одновременно дан­ная Конвенция является учредительным актом одной из круп­нейших межгосударственных (межправительственных) органи­заций – Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Ряд кардинальных положений международного воздушного права имеют в качестве первоисточника международный обычай.

Из международного обычая, закрепленного в настоящее время в ряде международных договоров, вытекает положение о предоставлении самолетам, оказывающим помощь в экстраор­динарных ситуациях, права на несанкционированное вхождение (влет) в пределы иностранной воздушной территории.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]