Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
lektsii_Mp.doc
Скачиваний:
52
Добавлен:
11.12.2018
Размер:
1.34 Mб
Скачать

8. Морское дно за пределами национальной юрисдикции

Правовой статус морского дна складывается из следующих элементов.

  1. Морское дно открытого для использования исключитель­но в мирных целях всеми государствами, как прибрежными, так и не имеющими выхода к морю, без дискриминации и без ущер­ба для других положений Конвенции 1982 г. и Соглашения 1994 г. об осуществлении положений этой Конвенции.

  2. Морские научные исследования на морском дне осущест­вляются исключительно в мирных целях и на благо всего чело­вечества.

  3. Учитываются права и интересы прибрежных государств при разработке месторождений ресурсов, которые находятся также в пределах национальной юрисдикции. В тех случаях, ко­гда деятельность на морском дне может привести к разработке ресурсов, находящихся в пределах национальной юрисдикции, требуется предварительное согласие заинтересованного при­брежного государства.

  4. Любая деятельность на морском дне не должна приводить к загрязнению среды.

  5. Деятельность на морском дне осуществляется с разумным учетом другой деятельности (например, рыболовства).

  6. Сотрудничество государств с МОД по вопросам передачи технологии и научных знаний, относящихся к деятельности на морском дне.

9. Архипелажные воды

Архипелажные воды – это воды государства-архипелага, расположенные в пределах прямых архипелажных исходных ли­ний, соединяющих наиболее выдающиеся в море точки наиболее отдаленных островов и осыхающих рифов архипелага. Длина таких линий в соответствии с Конвенцией ООН 1982 г. не долж­на превышать 100 морских миль с тем, однако, что до 3 % от общего числа исходных линий, замыкающих любой архипелаг, может превышать эту длину до максимальной длины в 125 мор­ских миль (п. 2 ст. 47). При этом при проведении таких исход­ных линий не допускается отклонение от общей конфигурации архипелага.

Государство-архипелаг – это государство, которое состоит полностью из одного или более архипелагов и может включать другие острова. В соответствии с Конвенцией ООН 1982 г. на архипелажные воды, воздушное пространство над ними, а также их дно и недра, равно как и на ресурсы, распространяется суве­ренитет государства-архипелага.

Правовой режим архипелажных вод предусматривает обес­печение государством-архипелагом права архипелажного прохо­да, которое заключается в проходе иностранных судов через его архипелажные воды и прилегающее территориальное море по установленным морским коридорам и пролете самолетов по воз­душным коридорам.

10. Международные проливы

Международные проливы – это естественные морские про­ходы, составляющие часть мировых морских путей и используе­мые для международного судоходства между одной частью от­крытого моря, включая исключительные экономические зоны, и другой частью открытого моря. Проливы, которые ведут во внутренние воды государства или не используются для между­народного судоходства, не являются международными. Право­вой режим таких проливов определяется законодательством припроливного государства. Правовой режим международных проливов, которых насчитывается более 200 (Ла-Манш, Па-де-Кале, Гибралтарский, Баб-эль-Мандебский, Малакский, Магел­ланов, Цугару, Большой и Малый Бельты и др.), устанавливается на основе международно-правовых норм. В международной практике утвердился принцип свободы прохода судов и пролета летательных аппаратов в таких проливах. Этот принцип подра­зумевает открытость проливов для осуществления свободной и беспрепятственной морской и воздушной навигации всех госу­дарств. В силу международного обычая или на основе соответ­ствующих международных договоров такой режим действует в большинстве из упомянутых выше проливах.

Положения Конвенции ООН 1982 г. не применяются к меж­дународным проливам, проход в которых регулируется в целом или частично существующими и находящимися в силе междуна­родными договорами. К таким проливам относятся, в частности, Черноморские проливы, Балтийские проливы, Магелланов про­лив.

Правовой режим судоходства в Черноморских проливах (Босфор – Мраморное море – Дарданеллы) определен в Конвен­ции о режиме Проливов, заключенной в 1936 г. в Монтрё. Со­гласно ст. 2 этой Конвенции, в мирное время «торговые суда бу­дут пользоваться правом полной свободы прохода и плавания в Проливах днем и ночью независимо от флага и груза без каких-либо формальностей». В военное время свобода судоходства для торговых судов сохраняется в полном объеме, если Турция не является воюющей стороной. В случае, когда Турция является воюющей стороной, то свобода судоходства в Проливах сохра­няется для судов тех стран, которые не находятся в состоянии войны с Турцией.

Черноморские государства могут проводить через Проливы любые военные корабли без ограничения тоннажа и класса с предварительным уведомлением турецких властей за восемь дней до предполагаемой даты прохода. Тоннаж военных кораб­лей причерноморских государств в Проливах не ограничен. Не­черноморские государства могут проводить через Проливы лег­кие надводные корабли и вспомогательные суда с предваритель­ным уведомлением за 15 дней. Время пребывания кораблей не­черноморских государств в Черном море не должно превышать 21 дня, причем Турция должна быть уведомлена о проходе за 21 день. В случае, когда сама Турция находится в состоянии войны, она по собственному усмотрению определяет условия прохода военных кораблей через Проливы.

Балтийские проливы, включающие Малый Бельт, Большой Бельт, Зунд, представляют собой единственный морской путь, соединяющий Балтийское и Северное моря с Атлантическим океаном. Воды Малого и Большого Бельтов перекрыты террито­риальным морем Дании, а воды Зунда – территориальными мо­рями Дании и Швеции. Правовой режим Балтийских проливов определяется как международными договорными нормами, так и нормами обычного права, а также законодательством Дании в отношении Бельтов и датской части Зунда и законодательством Швеции – в отношении шведской части Зунда.

Международным актом, регулирующим в настоящее время режим прохода через Балтийские проливы, является Копенга­генский трактат 1857 г. Этот трактат установил для всех судов принцип, в соответствии с которым при проходе через Зунд и Бельты никакое судно не может под каким бы то ни было пред­логом быть подвергнуто задержанию или какой-либо остановке.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]