Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
история цивилизаций.doc
Скачиваний:
39
Добавлен:
10.12.2018
Размер:
1.5 Mб
Скачать

3.2. Древняя Сирия.

Для понимания феномена городских цивилизаций особое значение имеет сравнение развития городов-государств в различных областях Средиземноморья, в том числе в Сирии.

Сирия древняя страна, расположенная на стыке трех континентов между Палестиной, Финикией, Средиземным морем, Малой Азией, Месопотамией и Аравией. Большую часть ее территории занимали пустыни и полупустыни с небольшими полосками плодородной земли на севере, оазисами Дамаском на юге и Тадмором (совр. Пальмира) в глубине Сирийской степи. Большую роль в жизни населения Сирии играла бурная горная река Оронт, несущая свои воды с юга на север. Благодатные земли долины Оронта отличались плодородием. Хлебные поля, виноградники, оливковые рощи являлись богатством края, которого не было в восточной, степной части Сирии. Однако здесь степи и пустыни повсюду пересекались сухими руслами, которые весной наполнялись водой и питали растительность, пригодную для выпаса мелкого скота.

Древняя Сирия входила в число регионов, где впервые появилось скотоводство и земледелие. Их развитие, а также установление торговых связей с соседними странами определили характер формирующейся здесь цивилизации. Через Сирию проходили караванные пути, соединяющие Месопотамию, Египет, Малую Азию и Аравию. Она постоянно подвергалась нападениям со стороны соседей, желающих перехватить пути международного торгового обмена. На Сирию периодически распространяли свою власть Египет, Шумер, Аккад, Хеттское царство и Митанни, препятствуя образованию здесь крупных самостоятельных государств. Из степей в Сирию время от времени вторгались кочевые племена. Все эти обстоятельства замедлили цивилизационное развитие в данном регионе, однако уже со второй половины III тыс. до н.э. Северная Сирия стала одним из цивилизационных очагов Восточного Средиземноморья.

Кто же создавал цивилизацию Древней Сирии? Основу ее населения составляли семитоязычные кочевые и полукочевые племена амореев и арамеев. Вперемешку с ними жили и несемитские племена хурритов, пришедшие в Сирию из Закавказья. Общались жители Сирии на разных наречьях западносемитского языка. Наряду с доминирующим аморейским языком, принадлежавшим к семитской группе, существовал и хурритский язык, на котором говорила значительная часть населения.

В V тыс. до н.э. северные области Сирии находились под сильным культурным влиянием Месопотамской цивилизации. Начинает развиваться металлургия и металлообработка, появляются изделия из меди, золота и серебра дротики, кинжалы, булавки. Местные гончары делали посуду, подражая модным в то время образцам месопотамских мастеров. В IV тыс. до н.э. стали пользоваться гончарным кругом и печами для обжига. На рубеже IV-III тыс. до н.э. Северная Сирия превратилась в зону активного развития обмена и торговли, что привело к появлению поселений городского типа, к образованию цивилизации.

Итак, первые города-государства в Сирии появились в середине III тыс. до н.э., завершая развитие поселений городского типа. К середине II тыс. до н.э. уже выделились как наиболее значительные Ямхад, Эбла, Алалах, Картхемиш, Катна, Дамасское царство, Амурру. Города Ямхад и Эбла яркие примеры развития локальной Сирийской цивилизации.

Эбла типичный для своего времени, но, вероятно, наиболее сильный в Северной Сирии город-государство. Он занимал территорию 180-200 км в диаметре, тогда как площадь обычного города-государства составляла от 40 до 60 га, которая делилась на центральную, городскую и периферийную. Обе части подчинялись правителю, носившему титул маликум(тот, которому советуют). Маликум Эблы, он же жрец богини плодородия, правил не единолично. При нем были 2-3 советника и ряд чиновников-администраторов. Царь-жрец жил во дворце, расположенном на холме цитадели. Здание дворца носило ячеистый характер, так как к нему постоянно пристраивали новые помещения. Входили во дворец с небольшой площади, обнесенной лоджиями. Под одной из них находился постамент, вероятно, для кресла маликума. Здесь он принимал послов и иноземных купцов. Эбла считалась крупным центром международной торговли, которую она вела преимущественно с городами Месопотамской цивилизации. Хозяйство города оставалось государственным. Эблаиты были обязаны делать дворцу поставки всего, что производилось в государстве, включая скот, муку, зерно, бобы, виноград, оливки, шерсть, кожу, молочные продукты и т.п.

Самое удивительное в Эбле, однако, это ее архив. Найдено 17 тыс. табличек, написанных шумерской клинописью, но на совершенно неизвестном эблаитском языке. Каждое эблаитское слово зашифровано шумерским словесным написанием. Эти своеобразные шумерограммы занимают 90% текста клинописных книг-табличек. Язык эблаитского архива неизвестен, он как бы родственен аккадскому, хорошо изученному по памятникам Месопотамской цивилизации, или эфиопскому, но, возможно, финикийскому или ивриту. В Эбле нашли и обломки словарей, куда эблаитские писцы заносили малоупотребительные слова, видимо, считая, что написание часто употребляемых слов следует знать наизусть. Помимо хозяйственного архива и словарей, сохранились религиозно-литературные тексты (заклинания) и небольшое количество документов международного значения. Исследования продолжаются, но пока эблаитский язык хранит свою тайну.

Таким образом, уже в середине III тыс. до н.э. Эбла, ровесница Египетской и Месопотамской цивилизации, создала свою цивилизацию, с новым языком и письменностью. Период независимости города, длившийся примерно три века, завершился в XXIII в. до н.э., когда ее разрушил Нарам-Суэн Аккадский, и Северная Сирия оказалась под властью Шумера и Аккада.

В то же время в Северной Сирии усилились пришедшие с гор племена хурритов. Из их числа местные правители вербовали обычно военные отряды. Но хурриты начали захватывать власть и создавать свои династии, как, например, в городе-государстве Халебе. К концу XV в. до н.э. известны хурритские имена правителей в самых разных городах Сирии. Усилению хурритов, вероятно, косвенным образом способствовали разрушительные набеги хеттов и непродолжительное верховенство в этом регионе верхнемесопотамского государства Митанни. В результате нескончаемых войн в Сирии широко распространилась колесница, запряженная конями, а также тактика колесничного боя.

Цивилизационный ритм развития Сирии в условиях постоянных вторжений и миграций племен был нарушен одним из величайших открытий, которое было совершено их соседями финикийцами окраска шерсти пурпуром, добываемым из моллюсков. В результате возрос спрос на некрашеную шерсть, которую поставляли скотоводческие районы Сирии. Однако, шерстяной бум не привел к расцвету городов Сирии из-за начавшегося в 1600 г. до н.э. египетского завоевания, которое затем сменилось хеттским. В конце II тыс. до н.э. из степных районов в Сирию стали продвигаться арамеи западносемитские племена скотоводов. Не прошло и двух столетий, как в Сирии поменялся язык один из компонентов цивилизационного развития. Все коренное население арамеизириясь, переходило на арамейский язык, который занял место аморейского и ханаанского. На протяжении I тыс. до н.э. этот язык стал международным средством общения для всего Ближнего Востока, вплоть до Египта, Малой Азии и Индии. Впоследствии на его основе появилось еврейское квадратное письмо, пальмирское, набатейское и сирийское письмо. Примерно в это же время образовалось два центра цивилизационного развития город-государство Каркемиш на севере и Дамасское царство в Южной Сирии, однако им также не суждено было объединиться в большие деспотии типа сложившихся ранее в пределах речных бассейнов Нила и Евфрата.

Таким образом, сирийский вариант развития городов-государств дает пример коррелирующихся особенностей формирования цивилизации в неблагоприятных условиях. Таковыми для Сирии были, во-первых, не речной ландшафт с пересеченным рельефом, во-вторых, постоянная внешнеполитическая нестабильность, в-третьих, отсутствие тесных экономических связей между городами-государствами. Особым фактором, оказывающим двоякое, противоречивое влияние было наличие по соседству сильных, развитых цивилизаций. У них можно было заимствовать определенные достижения, и в то же время их влияние могло препятствовать самобытному развитию Сирийской цивилизации. Этого, однако, не произошло. Сирийская цивилизация сумела создать и сохранить свое индивидуальное лицо, был создан еще один цивилизационный плацдарм, который спустя тысячелетия, уже в Средние века, позволил начать новый цивилизационный прорыв в этом регионе.