Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Иммунодефициты.doc
Скачиваний:
26
Добавлен:
03.12.2018
Размер:
164.35 Кб
Скачать

4. Иммунодефициты вследствие недостаточности и ослабления функции белков системы комплемента.

Недостаточность комплемента составляет не более 2% всех первичных иммунодефицитов. Большинство первичных дефектов одного или нескольких компонентов системы комплемента наследуются по аутосомно-рецессивному признаку и проявляется нарушением опсонизации, фагоцитоза и разрушения микроорганизмов. Сопровождается тяжелыми инфекциями, вплоть до сепсиса. Недостаточность комплемента часто наблюдается при аутоиммунных заболеваниях, например СКВ .

Лица с дефектом С2 компонента являются восприимчивыми к заболеваниям, вызываемым инкапскулированными бактериями (например, S. Pneumoniae).

Лица с дефектом С3 компонента предрасположены к инфекциям, вызываемых пиогенными бактериями, активирующими систему комплемента через лектин-опосредованный и альтернативный пути (инкапсулированные бактерии, S. aureus и др.), а также вследствие дефекта опсонизации объекта фагоцитоза.

Лица с дефицитом конечных компонентов активации комплемента (С5- С9) а также компонентов альтернативного пути - фактора D и пропердина являются восприимчивыми к инфекциям, вызываемыми двумя видами Neisseria - N. gonorrhoeae и N. meningitidis . Лица с данной патологией очень восприимчивы к воспалению мозговых оболочек, вызываемых N. meningitidis. Это также свидетельствует о том, что наличие мембрано-атакующего комплекса является крайне важным для защиты от бактерий, находящихся вне клеток-мишеней. Подтверждением этого является факт 10 000-кратного возрастания частоты заболеваемости менингитом у лиц, имеющих генетические дефекты мембрано-атакующего комплекса.

Так как ранние компоненты системы комплемента (C1q , C1r и C1s , C4 или C2) в норме участвуют в элиминации иммунных комплексов и клеток, подвергающихся апоптотической гибели, их дефект может обуславливать склонность к развитию аутоиммунных заболеваний, проявляющихся, например, волчаночноподобным синдромом.

Наиболее тяжелые клинические проявления имеет нарушение функций комплемента, связанных с недостаточностью ингибитора C1 , что приводит к наследственному ангионевротическому отеку; заболевание это передается как аутосомно-доминантный признак. Ингибитор C1 блокирует не только классический путь активации комплемента, но подавляет также активность связанных с ним элементов кининовой и плазминовой систем, а также системы свертывания крови. Развитие ангионевротического отека обусловлено накоплени­ем пептидов С5а и СЗа, которые обладают сильным вазотропным дейст­вием и способствуют повышению проницаемости капилляров. Накоп­ление крупных фрагментов, участвующих в каскаде реакций комплемен­та, нейтрализуется благодаря активной работе системы контроля компле­мента.

Следует отметить, что дефект ряда компонентов комплемента не приводит к клиническим проявлениям, так как перекрывается за счет других компонентов данной системы. Например, дефект компонентов С1 и С4 не приводит к повышению восприимчивости к бактериальным инфекциям, так как система комплемента может быть также активирована по альтернативному и лектин-опосредованному путям.

Таким образом, дефекты компонентов системы комплемента сопровождаются снижением устойчивости к некоторым инфекциям (в частности, нейссериальной) и иммунокомплексной патологией с волчаночным синдромом. Прослеживается определенная избирательность во взаимоотношениях поломок генов конкретных групп факторов и типов нарушений. Например,

1) снижение резистентности к инфекции нейссериями характерно для дефектов факторов альтерна­тивного пути комплемента, а также поздних компонентов;

2) иммунокомплексное поражение свойственно дефектам ранних факторов классичес­кого пути;

3) при дефиците СЗ сочетаются все характерные типы пораже­ний, что отражает ключевое положение этого фактора в системе компле­мента.

Обращает на себя внимание незначительность последствий нарушения литической фазы активации комплемента (снижается устой­чивость только к нейссериям, причем генетические дефекты фактора С9 клинически совсем не проявляются), что, очевидно, отражает «скром­ное» значение соответствующего механизма в иммунной защите.