Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ewa- tłumaczenie - wyzdrowiec z uzależnienie dr....doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
03.12.2018
Размер:
488.96 Кб
Скачать

Глава IV

АЛКОГОЛЬНОЕ РАЗРУШЕНИЕ ПСИХИКИ

Замораживание эмоций

Психика пьщего алкоголика всегда, в большей или меньшей степени, расстроена. Парадоксальным образом, она такой, к сожалению, остается также во время перерывов в выпивании, если им не сопутствуют более глубокие личностные изменения. В эти «сухие» периоды, например вызванные зашиванием Эсперала, может иметь место мобилизация усилий, направленных на устранение прежних вредных последствий выпивания, а иногда также на некоторое самособирание. Однако редко мы имеем дело с мотивами действий, продиктованными высшими чувствами. Они чаще всего заморожены на раннем этапе в результате заторможенности эмоционального развития, вызванным излишним выпиванием, или же повреждены вследствие токсического влияния алкоголя.

Специалисты, которые ставят диагноз алкоголикам в более поздних стадиях зависимости, часто распознают у них черты того, что раньше называлось «психопатической личностью». Это название исчезло из новейших классификаций ввиду отрицательных ассоциаицй, которые вызывало. Однако иногда его используют как терапевты, так и, еще чаще, семьи – особенно супруги и родители пьющих алкоголиков – которые замечают в поведении, реакциях и подходе к жизни много того, что обычно считают «психопатическим». Этот подход и реакции рассматривают (может быть, слишком опрометчиво, хотя это часто оправдано) как черты личности, то есть как некоторую прочную предрасположенность к определенному поведению, ввиду которой индивиды становятся похожими (или считаются похожими) и причисляются к одной группе.

Качества характера в собственном смысле этого слова, о которых делают выводы на основе поведения, часто путают с навыками и обычными формами поведения, которые можно установить посредством наблюдения. Структура личности – это совокупность черт, проявляющихся в определенной конфигурации. Структура личности среднестатистического алкоголика не испорчена, но некоторые формы поведения, вытекающие из неправильных черт, наводят на мысль, будто для группы таких людей характерна психопатическая личность.

Этот стереотип так сильно укоренился в способе восприятия алкоголиков, что была даже сформулирована теория, связывающая хронический алкоголизм с антиобщественной личностью. Согласно этой теории, первичной причиной зависимости считалась расстроенная структура личности. Эта теория, довольно популярная в западной психиатрии в середине прошлого столетия, была отброшена, но для многих людей до сих пор остается актуальной.

Эта теория ложна, прежде всего потому, что она опирается на наблюдения, относящиеся к состоянию психики, которое оценивается на основе осмотра поведения людей, находящихся на поздней стадии зависимости. Сам процесс попадания в зависимость усиливает расстройства таких психологических структур, как воля, чувство социальной принадлежности, а также неадекватное видение самого себя. Известно, что зависимость замедляет и затрудняет психологический процесс развития человека, часто вообще не позволяя ему достичь возможный эмоциональный потеницал. Поэтому мы так часто говорим, что алкоголизм лишает человека способности к «высшим чувствам», которые являются составляющими любви, заботливости, доброжелательности, дружбы, альтруизма и пр. – то есть того, что позволяет создавать и поддерживать близкие отношения с другими людьми. Эту неспособность я считаю самым обедняющим аспектом зависимости. Именно ее, а не например ослабление памяти или способности к умственной сосредоточенности, я считаю самым мучительным видом «психического разрушения», которую вызвает алкоголь у людей, хронически им злоупотребляющих.

«Психопатическая» личность

Я хочу вернуться к этому понятию, так как в связи с ним выросло много недоразумений. Проводимые в хронической фазе болезни тесты личности дают данные, относящиеся к актуальным (а не «исходным») чертам данного лица, вместе с его дефективным функционированием. Эти расстройства, вытекающие из уменьшенной способности к реализации вполне сознательных решений и затрудняющие предвидение последствий своих поступков, являются следствием, а не почвой для зависимости. Подобно тому, как если бы мы хотели оценить, насколько хорошей машиной является мерседес, подвергая техническим испытаниям экземпляр, в котором долгие годы использовалось неочищенное горючее, который нещадно эксплуатировался на плохих дорогах совершенно безответственным водителем и к тому же неоднократно участвовал в автоавариях. Результаты технических испытаний такой машины должны ее, впрочем, вполне справедливо, дисквалифицировать. С другой стороны, известно, что мерседес это чрезвычайно хорошая машина.

Алкоголики это обычно тоже чрезвычайно хорошие люди, но больные.

Однако должна существовать какая-то причина, по которой ярлык «психопатов» так часто наклеивается им как профанами, так и специалистами. Кто такой психопат? Человек, неспособный к сочувствию, раскаянию, стыду и угрызениям совести. Такой, который враждебно относится к другим, и при этом не чувствует боязни, страхов или беспокойства; который самоуверен вплоть до наглости; который безудержен в гневе и импульсивен. Психопат хочет доминировать над другими, стремится к своим целям эгоистически и беспощадно. К людям он относится инструментально, отталкивая или оставляя того, кто ни к чему не может пригодиться. Поскольку психопат не знает страха или чувства вины, ничто не в состоянии помешать ему в реализации его целей – ни неприятный опыт, ни угроза наказания.

Как показывают американские и немецкие исследования, люди с такой личностью составляют значительно меньше, чем один процент любого общества, причем три четвертых из них это мужчины. Среди преступников, приговариваемых к высшим мерам наказания, а также среди рецидивистов, больше половины составляют именно такие люди.

Французский психиатр Филипп Пинель (1745-1826) описал тип «холодных и расчетливых людей, которые живут за счет других». Он проводил исследования этого особенного типа антиобщественного поведения, которое заключает в себе понятие психопатии. Пинель назвал этот синдром manie sans delire. Оказывается, что многим психопатическим преступникам невозможно помочь, хотя трудно отказать им в способности к точному и логическому мышлению, проницательной оценке своего поведения и в нередко весьма изощренном умении притворяться невиновным. Их поступки часто сопровождаются поистине дьявольским коварством, полностью лишенным высших чувств.

Вот американский список признаков психопатии (Psychopathy Check List – PCL):

  1. Кажущаяся безукоризненность поведения

  2. Завышенное самомнение

  3. Потребность в сильных раздражителях, склонность к скучанию

  4. Патологическая ложь, мифомания

  5. Обман, манипулирование

  6. Неспособность к раскаянию и чувству вины

  7. Поверхностная эмоциональная жизнь

  8. Притупленная способность к сочувствию и эмпатии

  9. Тунеядский образ жизни

  10. Ограниченный контроль поведения

  11. Сексуальная распущенность

  12. Повышенная возбудимость в раннем детстве

  13. Отсутствие реалистичных долгосрочных целей

  14. Импульсивность

  15. Безответственность и непредсказуемость поведения

  16. Отказ принимать ответственности за свои поступки

  17. Многочисленные непрочные личные связи

  18. Рано проявившиеся конфликты с законом

  19. Склонность к рецидивам, нарушение норм во время пробации (испытательного срока)

  20. Многообразие уголовных проступков

Опираясь на новейшие исследования Б. Паствы-Войцеховской из Гданского университета, можно существенным образом расширить знания об этом виде расстройств личности. Автор обращает внимание на то, что стиль восприятия событий, в которых участвует психопат, указывает на умение входить в положение виновника и жертвы, с тенденцией к умалению и обесцениванию жертвы. Значит, то, что PCL называет отсутствием эмпатии (пункт 8) – это правда, но не ввиду неспособности вчувствоваться в переживания другого человека (жертвы), но из-за полного пренебрежения его чувствами. Согласно Пастве-Войцеховской, психопат имеет трудности с анализом события. Эмоциональная интеллигенция психопатов находится на очень высоком уровне, так же как структура эмоционального контроля, так как включается в себя хорошее познавательное наблюдение. Зато на межчеловеческом уровне психопат провляет тенденцию к доминированию и манипуляции, которая сопровождается повышенной (или пониженной) самооценкой. Эти черты являются главным фактором, который делает невозможной какую-либо идентификацию с соучастником данного события – особенно тогда, когда психопат реализует сознательное намерение манипулировать или эксплуатировать этого человека.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]