Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Спец курс.docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
20.11.2018
Размер:
47.6 Кб
Скачать

Жизненные циклы кластерной модели

  1. Становление кластеров;

  2. Развитие кластеров;

  3. Упадок кластеров.

В различных частях конкурентного ромба можно выяснить первопричины создания кластеров, которые сформировались в том или ином регионе исторически. Одним из важных побудительных мотивов к созданию кластеров, является: доступность факторов, ведение университетских исследований, удобное географическое положение или инфраструктура. Так например, многие кластеры штата Массачусетс берут своё начало от исследований, которые выполняются учёными Гарварда. А многие финские кластеры возникли в результате наличия природных ресурсов. Датский транспортный кластер возник в результате местоположения, центр Европы, а также налаженные сети водных перевозок и эффективно функционирующему порту в Ротрдаме. Становление кластеров может быть связано также со спросом, на какие-то сложные товары и такой спрос достаточно большой. Например: Израильский кластер по производству ирригационного оборудования, был создан в ходе стремления самообеспечить себя продуктами питания в условиях нехватки воды и жаркого климата. Кластер по охране окружающей среды Финляндии возник в результате проблем её загрязнения, то есть возник спрос на чистую окружающую среду. Новые кластеры могут также возникать на основе деятельности новаторских компаний, которые стимулируют рост других компаний.

Для зарождения кластера существенную роль могут сыграть случайные события. На первоначальном этапе формирования кластера иногда невозможно объяснить, почему предприниматели стремятся создать такой кластер. При этом случайные события в цепочке других причин могут сформировать благоприятные условия для создания кластера.

В то время как для зарождения кластеров существует множество различных причин, его развитие или недостаточное развитие обычно более предсказуемо. Несмотря на то, что гарантия развития кластера не существует, после начала процесса создания кластера наблюдается, что-то вроде цепной реакции, в которой можно проследить определённые причинно – следственные связи. При этом динамика процесса зависит от эффективности прямых и обратных связей между участниками кластеров. Например: от того, как местные образовательные, законодательные и другие структуры реагируют на нужды кластера.

Особое внимание заслуживают три специальные сферы, в ходе развития кластера:

  1. интенсивность конкуренции на местном рынке;

  2. общая среда для формирования нового вида экономической деятельности в данном регионе;

  3. эффективность действия формальных и неформальных механизмов, объединяющих участников кластера.

В жизнеспособном кластере, первоначальная критическая масса фирм усиливает процессы саморазвития. Появляются новые специализированные поставщики, накапливается информация, в местных вузах налаживается специальная подготовка работников, ведутся исследования, развивается инфраструктура и разрабатываются законодательные акты, касающиеся деятельности кластера. Пользуясь возможностями рынка и снижением барьеров для входа в данную область, предприниматели создают новые компании. А по мере того, как все больше организаций и фирм осознают значимость кластера, все более доступным оказывается все большее количество специализированное количество продуктов и услуг, в том числе финансовых и.т.д. На этом фоне развиваются формальные и неформальные организации. Совершенствуются модели взаимодействия участников кластера и потенциальных участников кластера. По мере развития кластера усиливается его влияние не только на деятельность других фирм, но и на политику, проводимую общественными организациями, частными институтами и правительством, на данной территории.

Из многих исследований кластерной модели, можно сделать вывод о том, что для развития в глубь и для достижения реальных конкурентных преимуществ кластерам необходимо 10 и более лет, в этом кроется причина того, что правительственные попытки сделать кластер оказываются неудачными. Находящиеся в разных местах кластеры часто достигают высокого уровня специализации, прежде всего в производстве продукции, а также в развитии сети поставщиков и в развитии дополняющих отраслей. Кластеры также способствуют совершенствованию конкурентной борьбы, прежде всего непрямой конкуренции. Пересечение кластеров также способствует их развитию, поскольку сталкиваются различные идеи, навыки и технологии. И это столкновение, взаимодействие приводит к появлению новых направлений бизнеса. Присутствие рядом пересекающихся кластеров снижает барьеры входа в бизнес, поскольку входить можно в этот бизнес сразу по нескольким направлениям. Например: В Германии кластер, выпускающий бытовые приборы пересекается с кластером по производству мебели для дома. На пересечении возникло производство встроенных кухонь и встроенных бытовых приборов. Именно по этой продукции доля Германии в мировом экспорте превышает её долю в экспорте собственно бытовых приборов или мебели.

Развивающиеся кластеры привлекают людей и идеи, которые способствуют их усилению. Растущие кластеры имеют широкие возможности для этого и обычно вызывают интерес со стороны наиболее талантливых специалистов.

По мере эволюции кластера, его участники начинают разрабатывать глобальные стратегии. Они продвигают свою продукцию на рынок других стран, со временем производственная деятельность также переносится на международный уровень в целях снижения издержек и улучшения доступа к рынкам других стран. И до тех пор, пока такая интернационализация является результатом активного поиска благоприятных возможностей, этот процесс делает кластер более конкурентоспособным. Когда же усилия направляются на сохранение и защиту преимуществ, кластер теряется конкурентоспособность, снижает производительность и тем самым ухудшает свое положение.

В мировой экономике, в которой многие национальные и местные рынки все еще продолжают оставаться защищенными (закрытыми) или открываются очень медленно, существует много кластеров, которые не отличаются высокими конкурентными преимуществами. Однако по мере роста открытости мировой экономики и местных рынков, эти кластеры не смогут существовать.

В принципе кластеры могут оставаться конкурентоспособными в течении столетий. Но это только некоторые кластеры, потому как изменяется структура экономики. Однако точно также как не гарантируется развитие кластера, нет никакой гарантии в отношении сохранения конкурентоспособности. Причины ослабления и упадка кластера можно сгруппировать в две большие категории:

1. эндогенные, как результат локализации

2. экзогенные, связанные с расширением кластера или образованием разрывов во внешнем окружении.

Внутренние источники упадка базируются на негибкости, которая снижает производительность и замедляет инновации. Такая негибкость, прежде всего, возникает в тех регионах, где местные органы власти вмешиваются в конкурентную борьбу. Это приводит к разрушению способности кластеров к самосовершенствованию. Если конкуренция становится негибкой, участники кластеров могут компенсировать возникающие местные проблемы посредством глобализации, но при это все равно кластер будет терять производительность и динамизм¸ конкурентные преимущества будут переходить к другим регионам.

Внешняя угроза, для успешного функционирования кластера возникает в нескольких сферах: 1) разрывы в технологических цепочках;

2) рыночная информация, её ассиметрия и неравномерный доступ к ней;

3) изменения в образовании, в развитии науки, могут оказаться более динамичными, чем потребности кластера;

4) снабжение кластера.

Если не появится возможность получать новые технологии, навыки или не получится развивать их достаточно быстро, конкурентное преимущество уходит из этого кластера. Парадоксальным является то, что устойчивое конкурентное преимущество в условиях мировой экономики, часто оказывается в большей степени локальными, возникающими из концентрации высокоспециализированных, профессиональных навыков и знаний, институтов, соперников, а также искушенных потребителей в конкретной стране или регионе.