Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
СООТНОШЕНИЕ МЫСЛИ И ОБРАЗА.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
17.11.2018
Размер:
93.7 Кб
Скачать

А подсолнух лопоухий

вслед за солнцем побежал.

Красный глаз мелькнул из чащи

Помидорной. Настоящий

огородец наше детство уважал.

15. В таких условиях интуиция, воображение, образное мышление, эмпатия,

абсолютные чувства ( абсолютный слух, врожденное чувство линии, композиции, цветообразования и др.) раскрываются, как заново обнаруженные высшие способности.

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье. А. Пушкин

16. Эти способности осваиваются через обращение к средствам, формирующим образное мышление человека, с самого начала антропогенеза, с первых наскальных рисунков, с первых «репетиций» охоты и других брачных, защитных и хозяйственных ритуалов, т.е. с первых возможных попыток становления личности в индивиде.

Как некогда в разросшихся хвощах

Ревела от сознания бессилья

Тварь скользкая, почуяв на плечах

Еще не появившиеся крылья.

Н. Гумилев

17. Такими средствами и выступают художественные настроения. Большинство их названий всем хорошо знакомы: «радостно», «печально», «яростно» или «ужасно». Но это только внешнее совпадение с обычными аффектами, с витальными (т.е. жизненными) эмоциями.

Художественные настроения (эстетические эмоции, признаки эстетического характера) имеют нематериальную, внеаффективную природу, отвечают духовным потребностям человека и не регулируются на телесном уровне.

Они могут порождаться искусством и порождать искусство.

Особенность их природы проявляются в том, что до определенного момента (вербального объяснения, что совершенно необходимо в психолого-педагогической ситуации) они феноменально «не существуют».

Эстетических эмоций «нет» в чувственном поле человека,

до тех пор, пока сам человек, увлеченный своей работой как проявлением красоты, как своеобразным художественным заданием, не испытает внутреннею потребность при помощи специального языка «описать» и свое необычное состояние, и содержательный подтекст работы особыми, эфемерными, неустойчивыми, эстетическими словами-признаками (призраками).

Пока он не отнесется к этому необычному специальному языку (к признакам) лично-пристрастно, не представит их в виде разнообразных ассоциаций,

словесно или как либо семантически иначе, не обозначит их,

не соотнесет их с целостным образом своего произведения или художественного задания

и не начнет транслировать на слушателя (зрителя, читателя).

Итак, художественные настроения необычны, не материальны.

В составе повседневной жизни их нет, но как только жизнь перестает быть обычной, в том смысле, что какая-то ее часть становится причиной создания художественного произведения, они тут же появляются.

Художественные настроения – часть тех условий, которые и делают искусство, подобно тому, как свита делает короля.