Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Приложение к практическому занятию 4.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
11.11.2018
Размер:
783.36 Кб
Скачать

Приложение к практическому занятию № 4

Тема: ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX В. ДЕКАБРИЗМ.

Список источников:

  1. Из «Записок» А.М.Муравьёва.

  2. Из записок кн. С.П. Трубецкого.

  3. Из воспоминаний Н.В. Басаргина.

  4. Из воспоминаний и писем М.И. Муравьёва-Апостола.

  5. Устав Ордена русских рыцарей.

  6. Законоположение Cоюза благоденствия.

  7. Устав Общества соединённых славян.

  8. «Правила» Общества соединенных славян.

  9. И. И. Горбачевский О структуре и цели общества соединенных славян.

  10. П. Пестель Русская правда (2–я редакция).

  11. Н. Муравьёв Конституция.

  12. Договор, заключенный в 1825 г. между Южным обществом декабристов и Польским патриотическим обществом.

  13. Программа манифеста, найденная 14 декабря 1825 г. в бумагах «диктатора» восстания князя С.П. Трубецкого.

  14. «Православный катехизис». Прокламация С. И. Муравьева-Апостола.

  15. Проект «Воззвания к народу», составленный М.П. Бестужевым-Рюминым.

1. Из «Записок» а.М.Муравьёва1

Мой журнал

После краткого и несчастливого царствования Павла вступление на трон России Александра было приветствовано единодушными и искренними восторженными возгласами. Никогда еще большие чаяния не возлагались у нас наследника власти. Спешили забыть безумное царствование. Все надеялись на ученика Ла-Гарпа и Муравьёва. (…) В начале своего царствования Александр был преисполнен великодушными решениями. Он положил конец ужасам, нелепым притеснениям предыдущего царствования. Он положил себе задачей заставить забыть вопиющие несправедливости своего отца. Слова его, как и его поступки, дышали добротой, желанием сделаться любимым. Рабство, власть безудержная были противны душе его, еще здравой (…). Александр писал 13 января 1813 года князю Чарторыйскому (Адаму): «По мере того как военные результаты будут развертываться, Вы увидите, до какой степени интересы вашей страны дороги для меня. Что же касается до форм [правления], то наиболее свободные - это те, которые я всегда предпочитаю». В своем воззвании к немцам, изданном в Варшаве 13 февраля 1813 г[ода], Александр заявил: «Если, по остатку малодушия, они [государи] будут настаивать на своей гибельной системе покорности, то нужно, чтобы глас народа излечил бы их и чтобы князья, которые ввергают в позор и несчастие своих подданных, были увлечены послед ними к мщению и славе». 27 марта 1818 года на открытии сейма в Варшаве он сказал представителям Польши: «Порядок, бывший в вашей стране, позволил немедленно установить тот, который я вам даровал, прилагая на практике принцип свободных учреждений, не перестававших быть предметом моих забот, и спасительное действие каковых я надеюсь с помощью божьей распространить на все области, провидением вверенные моим попечениям». Эти слова были восприняты с жадностью. Занятый всецело Европой, бросаясь с одного конгресса на другой, находясь вполне под влиянием Меттерниха, он отрекся от своих благородных и великодушных предположений.

Польша получила конституцию, а Россия в награду за свои героические усилия в 1812 году получила – военные поселения! Правда, глава государства в 1812 г. спокойно пребывал в С.-Петербурге. Я вспоминаю, как мой брат говорил по этому поводу Блудову, разыгрывавшему тогда роль отъявленного либерала: «Надо сознаться, что император – человек чрезвычайно храбрый, он не потерял в 1812 г. надежды, что Россия будет освобождена, так как это единственный, сколько мне известно, русский, который спокойно оставался тогда в С.-Петербурге». Он освободил крестьян Прибалтийских провинций и произнес по поводу этого освобождения депутатам от лифляндского дворянства следующие памятные слова: «Вы почувствовали, что одни только свободные начала могут быть основой счастью народов». А когда русские крепостные прибегали к защите от притеснений помещиков - военная экзекуция была ответом, который они получали.

Основатель Священного союза, он осудил себя, вопреки симпатиям русских, на глухоту к воплям отчаяния восточной церкви, на то, чтобы быть беспристрастным зрителем зверств, совершаемых мусульманским фанатизмом над нашими единоверцами. Предавшись мистицизму, говоря о религии по всякому поводу, он совершенно лишил собственности и свободы тех своих подданных, из которых он образовал военные поселения. Ужасные сцены имели место в Чугуеве, где отцы благословляли детей своих, решившихся пренебречь мучениями, и проклинали тех, кто падал духом при виде пыток. По восьмидесяти человек зараз гибли от жестоких наказаний шпицрутенами - дивизии пехоты явились туда, чтобы выполнить обязанности палача.

Забыв совсем свой долг перед Россией, Александр в конце своего царствования предоставил все отрасли управления страной известному Аракчееву, который сам был поглощен недостойной страстью. Этот наперсник, враждебный всякому прогрессу, подбирает подчиненных, достойных его. Цензура, с своей стороны, стала бессмысленной, ввозу книг из-за границы препятствовали всеми способами. Профессора наших университетов были преданы под инквизиторскую власть. Совершались неслыханные несправедливости. По простому доносу подлого шпиона заключали в крепость или ссылали в отдаленные гарнизоны и даже в Сибирь. Полковник Бок, поддерживавший, в течение долгого времени переписку с Александром, был заключен в Шлиссельбургскую крепость (где умер безумным) за то, что в одном письме напомнил, что царь отрекся от своих первоначальных настроений. (…) Арест офицеров старого Семеновского полка: полковника Ивана Вадковского, полковника Дмитрия Ермолаева, подполковника Николая Кашкарова и подполковника Льва Щербатова, которые содержались секретно в Витебске с 1821 по 1826 год. Все четверо были невиновны - виноваты были командующий бригадой великий князь Михаил и полковник Шварц. Бессилие законов, которые не были собраны и которых никто не мог знать, лихоимство, продажность чиновников - вот печальное зрелище, представляемое Россией.

Чтобы понравиться властелину, нужно быть иностранцем или носить иностранную фамилию. Наши генералы, оказавшие стране услуги в 1812 году, Раевский, Ермолов и прочие, были в пренебрежении или держались под подозрением.

Последние годы своей жизни Александр стал добычей безотчетной меланхолии: болезнь, которую бог иногда посылает земным владыкам, чтобы пригнести их скорбью, этим величественным уроком равенства.

Для поездки своей в Таганрог он приказал проложить дорого стоящую стране дорогу: она дала ему возможность миновать города.

Так кончилось царствование, относительно которого полагали, что оно предназначается составить счастье России.

Мемуары декабристов. Северное общество.