Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Диплом2.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
07.11.2018
Размер:
464.9 Кб
Скачать

§ 2. Второй период развития рыцарства в Северной Европе

Второй период истории рыцарства Скандинавии характеризуется несколькими направлениями развития: юридическая легитимация, укрепление экономической базы рыцарства, растущая военная значимость, развитие особой системы вассальных связей.

Одним из ключевых моментов можно считать утверждение самоназвания рыцарства как определенной прослойки общества. Письменные источники дают более менее ясное представление о времени появления самого определения «рыцарь» в Скандинавии (в частности древненорв. «riddari» - «рыцарь», а также «riddaraskapr» - «рыцарство», «riddaraliđ» - «рыцарское войско»88). Например, «Сага об Олаве Трюгвассоне» монаха Одда Сноранссона, составленная ок. 1190 г., сообщает о норвежском конунге Олаве (995-1000), что «научился он всему рыцарскому обычаю и военной мудрости»89. А «Книга с Плоского острова» (Flateyjarbók) сообщает уже о событии XIII в. (ок. 1251 г.):

В ту зиму, когда Хакон (Хакон IV Хаконарссон – А.К.) конунг

сидел в Трандхейме, пришли с востока из Гардарики послы

Александра (Невского – А.К.), конунга Хольмгарда; Микьяль

звался тот, кто был во главе их, и был он рыцарь90.

В этой идентификации, безусловно, прослеживается западноевропейское влияние. Но не стоит, употребляя слово «рыцарь» по отношению к скандинавскому воину XII – первой половины XIII в., подразумевать те коннотации, которые применимы для западноевропейского рыцарства того времени. Должно было пройти довольно долгое время для того, чтобы окончательно сформировались экономические, политические и культурно-идеологические атрибуты этого сословия в скандинавских странах. Так, по мнению И.Г. Матюшиной, в «Саге о Тедреке Бернском»91 слово «riddari» все еще обозначает «неиндивидуализированную группу воинов»92, и лишь со временем данная лексема приобретает семантические характеристики присущие средневековой куртуазной литературе (например, слово «riddari» принимает значение служащего Даме рыцаря и появляется в описаниях церемоний посвящения в рыцари)93.

Важнейшим шагом было юридическое закрепление нового самоназвания рыцарства и принятие знатью западноевропейской титулатуры. В 1308 г. король Норвегии Хакон V Магнуссон (1299-1319) официально упразднил титулы ярла и лендрманна. Соответственно вводились титулы герцога и барона, дружинников короля отныне именовали «рыцарями»94. Однако существование данных названий зафиксировано и в более ранней норвежской литературной традиции. В «Саге о Тедреке Бернском» говорится:

Теперь отправляется Аттила конунг со всем войском,

которое он собрал по всему королевству: герцогов,

графов, рыцарей и разное другое войско, и теперь, когда

он готов, идет он на Русь95.

В Швеции со второй половины XIII в. светские феодалы-дружинники в дипломах называются «рыцарями» (на лат. «milites», по-шведски «riddare»)96. А около 1280 г. в замке Альснё король Швеции Магнус Ладулос (1275-1290) на съезде духовных и светских феодалов объявил постановление, в котором даровал налоговые привилегии знати. Третий параграф постановления говорит о том, что приближенные короля и подвластные им люди освобождаются «от всякого королевского права», а также и те, «кои служат с боевым конем, кому бы они ни служили»97. Поскольку все светские и церковные феодалы, таким образом, освобождались от постоянных налогов, то новое сословие получило название «фрэльсе» («fraelse» – «освобожденные»). При этом была упомянута и внутренняя дифференциация рыцарства по рангу на собственно рыцарей и свенов. Последние, видимо, составляли категорию знатных людей, не прошедших обряд посвящения в рыцари (младшие рыцари - оруженосцы). Таким образом, мы видим, что ускоренный процесс построения новой социальной общности, формализованный в правовых актах, во многом определялся «сверху» (королевской властью).

В Дании новое военно-служилое сословие конституировалось в течение XII в. и приняло самоназвание «рыцари» (херреманы) и «вэпнары» (оруженосцы знатного рода)98.

Основные окончательно оформленные социальные характеристики, вассальные связи мы рассмотрим на основе первого общегосударственного законодательного уложения Швеции – Ландслага короля Магнуса Эрикссона (1347 г.). Наибольшую информацию нам дает «Раздел о праве короля». В его начале король подтверждает все привилегии постановления в Альснё 1280 г.99 Ведущая роль фрэльсе в шведском государственном управлении, в частности в королевском совете (риксроде), отражена в гл. IX:

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]