Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Диплом2.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
07.11.2018
Размер:
464.9 Кб
Скачать
  1. Иконографические и археологические источники

Данные источники привлекаются нами для характеристики особенностей материальной культуры североевропейской рыцарской общности. Это позволяет выделить как ее отличия, так и общие черты в рамках единой европейской рыцарской культуры в самом широком ее понимании, прежде всего, в таких аспектах, как одежда, вооружение и геральдика. При этом все же иконография и результаты археологических изысканий будут играть в исследовании вспомогательную роль в силу малой доступности, основная же роль отводится письменным источникам.

Иконографические источники представлены в нашем исследовании материалами норвежской и датской настенной церковной живописи.

Данные археологии важны при изучении особенностей ведения боя и вооружения рыцарей. В нашем исследовании используются материалы раскопок воинского оссуария (8 погребальных рвов) близ г. Висбю на о. Готланд, где в 1361 г. состоялась битва между войском датского короля Вальдемара IV Аттердага и ополчением острова43. Во время раскопок было найдено большое количество скелетов (1185) погибших воинов. Это дало археологам возможность провести доскональное исследование вооружения XIV в. (прежде всего защитного), а, кроме того, уточнить характер и методы использования средневекового оружия в бою.

Историография

1. Отечественная историография вопроса

В русской и советской исторической науке интерес к истории Скандинавии был заметен всегда. Но ее история в основном рассматривалась под углом зрения социально-политических, экономических и культурных отношений с Русским государством. Наибольшее внимание историков привлекал так называемый «варяжский» вопрос и связанная с ним «норманнская» теория, вызвавшая спор, продолжающийся с XVIII века. Нужно отметить, что отечественных историков неизменно интересовала и русско-шведская борьба за побережье Балтийского моря на протяжении средних веков и начала нового времени. Историческое развитие Скандинавии долгое время не входило в поле зрения исследователей вплоть до середины XX века, когда началось серьезное изучение истории Норвегии и Швеции (а позднее и Дании). На нынешнем этапе развития российской исторической науки нужно отметить все возрастающий интерес именно к средневековой истории скандинавских стран, что выражается в изданиях большого количества источников, появлении новых исследований российских историков по самой различной проблематике44.

Русская дореволюционная историография, прежде всего, уделяла внимание крестоносному движению у северо-западных границ Руси (шведские крестовые походы), что в наибольшей степени отразилось в работах А.Х. Лерберга и А.И. Гиппинга45.

Всплеск активности в изучении истории, как скандинавских стран вообще, так и, в особенности, русско-шведских и русско-норвежских отношений приходится на 30-е – 40-е годы XX века. Большое внимание было уделено шведской агрессии и Невской битве 1240 г. (работы М.Н. Тихомирова и В.В. Мавродина). На этом фоне выделяются глубокие исследования истории скандинавских стран и их связей с Русью Е.А. Рыдзевской, которая сделала первые переводы многих источников, в том числе отрывков из «Хроники Эрика» и королевских саг46.

Наиболее глубокое изучение средневековой Скандинавии в отечественной исторической науке приходится на послевоенный период. В это время начинает выходить в свет специализированное периодическое издание «Скандинавский сборник», в котором вопросам средневековой истории уделялось одно из ведущих мест.

Важнейшие проблемы эпохи викингов, культуры и социальной структуры средневековой Норвегии освещены в трудах А.Я. Гуревича. В своих работах он касается истоков и положения скандинавского рыцарства, подчеркивая его относительную слабость на примере Норвегии47.

А.С. Кан, внесший большой вклад в изучение истории Скандинавии, в его «Истории скандинавских стран» также касается интересующей нас проблемы. В частности, он отметил, что одной из способствующих развитию феодализма сил в Северной Европе был процесс возникновения рыцарства, т.е. потребности военного характера48.

Ценным вкладом в изучение средневековой истории Швеции явилась монография С.Д. Ковалевского «Возникновение классового общества и государства в Швеции» (М., 1977), в которой на основе многочисленных и разнообразных источников прослеживается возникновение рыцарского сословия из среды служилых людей, сплотившихся вокруг престола короля.

Важнейшие исследования в области борьбы Руси со шведскими крестоносцами были проведены И.П. Шаскольским. Стоит отметить его успехи в рассмотрении этой проблемы с привлечением и критикой скандинавских источников 49. Данная проблематика также рассматривается в работах Е.Л. Назаровой50. Однако в силу специфики этих исследований собственно проблемы рыцарства в них не рассматриваются.

Современный этап изучения знати скандинавских стран представлен в некоторых отечественных работах по истории Швеции, Норвегии и Дании (В.А. Антонов, В.А. Закс, А.А. Сванидзе). Один из крупнейших отечественных специалистов А.А. Сванидзе поддерживает точку зрения тех историков, которые видят социальные истоки рыцарства в служилых людях и личных вассалах королей, которые противостоят родовой знати51, ей принадлежит и крупнейшее в отечественной историографии исследование экономической основы шведской знати XIII-XV вв. в рамках общей проблематики социально-экономического развития средневековой Швеции52.

В отечественной историографии до сих пор не уделялось должного внимания проблемам средневекового рыцарства как социокультурного феномена и на этом фоне весьма позитивным моментом можно считать первые попытки изучения российскими историками рыцарского этоса и ментальности, в том числе и на скандинавском материале53.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]