Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Диплом2.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
07.11.2018
Размер:
464.9 Кб
Скачать

Глава I. Источники и историография Источники

Круг письменных источников второй половины XII – XV вв. в свете интересующей нас проблематики не столь обширен. Особенно это касается актового материала (дипломы) для периода XII – первой половины XIII в.

Все же необходимо отметить, что имеющиеся в нашем распоряжении памятники законодательства, литературы, исторические сочинения дают сравнительно обширный, достоверный, а часто и уникальный материал для исследования проблем истории рыцарства в скандинавских странах9. Однако не доступность отдельных источников все же создает определенные трудности при рассмотрении некоторых вопросов.

Наша работа основана на опубликованных письменных источниках, отражающих особенности развития скандинавского рыцарства как сословия и особого культурного субстрата. Помимо письменных памятников для освещения проблем, связанных с историей вооружения и материальной культуры также будут привлекаться некоторые иконографические и археологические источники.

  1. Юридические источники

Данный вид представлен в нашем исследовании шведскими областными законами и общегосударственным уложением (Ландслаг короля Магнуса Эрикссона). Эти источники, в первую очередь, ценны своими сведениями о социальной истории XIII-XIV вв. Из шведских областных законов в ходе исследования нами привлекаются Вестгёталаг и Гуталаг. Вестгёталаг10 - это запись обычного права шведской области Вестергётланд (Вестгёталанд) 20-80-х г. XIII в. (старшая редакция). Данный сборник является первым записанным шведским областным законом. Считается, что запись осуществил лагман11 Эскиль Магнуссон, старший брат регента королевства ярла Биргера. Гуталаг12 представляет собой запись обычного права острова Готланд (по мнению большинства исследователей, записан до 1285 г.), отражающий многие особенности положения острова в государственно-правовой структуре шведской монархии.

Ландслаг короля Магнуса Эрикссона – памятник более позднего периода – отражает политические и социально-экономические условия уже сложившейся особой скандинавской системы феодализма13. Данный источник позволяет проследить особенности социально-экономического положения шведского рыцарства в XIV в. в его юридическом преломлении. Ландслаг (букв. «закон страны») – первый свод законов, распространенный на всю территорию Швеции, кроме некоторых городов, имеющих свои Стадслаги. Этот один из важнейших правовых памятников скандинавского Средневековья был составлен в результате кодификации областного права и королевских постановлений при короле Магнусе I Эрикссоне (1319-1363). Его одобрение за исключением «Раздела о церкви» состоялось на съезде светских и духовных феодалов в Эребу в 1347 г. В течение второй половины XIV века он стал применяться во всех областях, в 1442 г. при короле Кристофере Баварском (1441-1448) был переработан и стал носить название «Ландслаг короля Кристофера».

  1. Художественные литературные источники

Это важная и довольно многочисленная группа источников. Для нашего исследования литературная традиция Скандинавии дает богатый материал не только о мировоззрении, идеологии, истоках рыцарского сословия, но и много сведений по политической и военной истории.

Важным литературным источником для нас являются исландские саги, отражающие архаические германские истоки рыцарства как сословия и культурного феномена. Помимо этого саги содержат и отпечаток времени их письменной фиксации, т.е. конца XII-XIII вв.14, времени становления рыцарства в Скандинавии, что представляет для нас повышенный интерес. Само слово «saga» означает «то, о чем рассказывают». Жанр саги нарративен и стоит на грани фольклора, художественной литературы и исторического сочинения. Наряду с этим в сагах присутствует и вымысел сказочного характера, который понимался современниками как реальность. Это объясняется тем, что жанр возник в обществе, в котором история и художественное повествование не обособились друг от друга. Повествование в саге всегда ведется с большим приближением к отдельному человеку15. Автор почти никогда не высказывал собственных суждений, а передавал свое отношение путем отбора фактов.

Нами будут привлекаться, прежде всего, родовые и королевские саги. Родовые саги16 рассказывают о событиях, происходивших в Исландии с древнейших времен до XIII в. Королевские саги повествуют в основном об истории Норвегии до XIII века. То, что изобразительными средствами родовой саги освещается история народов и государств в королевских сагах, несомненно, является признаком нарождающегося государственно-классового общества17. Королевские саги стоят на грани художественной литературы и исторического сочинения. Поэтому они отнесены нами к художественным литературным источникам достаточно условно. Что касается ценности королевских саг как исторического источника, то по этому поводу долгое время велись дискуссии. В настоящее время признают в целом их достоверность. Королевские саги отличаются реализмом, который, как считает исландский историк И. Торстейнссон, укоренен в сознании исландского средневекового общества18. Кроме того, они основаны не только на сведениях очевидцев, но и на архивных материалах норвежской королевской канцелярии. Ведущую роль в их создании играли монахи-бенедиктинцы исландского Тингейрарского монастыря19. Королевские саги представлены как повествованиями об отдельных королях, так и сводами саг XIII века. В нашем исследовании будет, прежде всего, привлекается такой свод королевских саг, как «Круг Земной»20 (Heimskringla), повествующий о норвежских конунгах, правивших до 1177 г. Его автор – исландский литератор и политический деятель Снорри Стурлусон (1179-1241). Данный памятник составлен ок. 1230 г. и сохранился в рукописях XIII-XIV вв.

Важные сведения о социальных, культурных и военно-политических истоках норвежского рыцарства дают так называемые «саги о недавних временах» - «Сага о Сверрире» (написана в 10-е гг. XIII в.)21, «Саги о посошниках»22 повествующие о гражданских войнах в Норвегии конца XII – начале XIII века.

Ценными источниками для изучения быта, нравов, мировоззрения скандинавских рыцарей являются баллады23. Этот жанр средневековой литературы первоначально представлял собой повествовательные песни. Баллады являются продуктом народной культуры. В скандинавских странах это был один из наиболее популярных жанров во всех слоях общества. Они появились в Скандинавии в XII-XIII веках, однако их запись была осуществлена лишь в XV-XVI вв. (баллады обычно входили в состав различных рукописей и сборников-песенников)24. До записи баллады долгое время существовали в устной среде. Их сюжеты восходят к сказкам, христианским легендам, сагам, рыцарским романам, исторической традиции, бытовой литературе. Обычно скандинавские баллады делят на несколько групп: героические, легендарные, исторические, сказочные и рыцарские. Их определения во многом условно. Например, исторические баллады так называют только из-за присутствия в них исторических лиц, а не по достоверности сюжета. «Рыцарской» была условно названа группа баллад, из-за невозможности их напрямую отнести к другим группам25.

Огромную ценность для нашего исследования представляет норвежское «Королевское зерцало»26. Это анонимное назидательное литературное сочинение содержит описание правил рыцарского обхождения, норм поведения для разных сословий, придворной жизни, полезные купцам географические сведения, а также размышления автора о королевской власти и суде. Возможно «Королевское зерцало» было создано для наставления юных сыновей Хакона IV – Магнуса (1263-1280) и Хакона (ум. 1257)27. Особенно значимыми для нас являются сведения о роли рыцарства при норвежском королевском дворе первой половины XIII в. Исследователи отмечали значительное французское литературное влияние на этот памятник в плане стилистики и отбора содержания28. Это подтверждает то, что произведение данного, не свойственного Скандинавии жанра, явилось продуктом интенсивного культурного диалога с другими западноевропейскими странами с развитой придворной культурой.

В историографии высказывались разные предположения относительно времени создания «Королевского зерцала». По всей видимости, оно было создано в годы правления короля Хакона IV Хаконарссона (1217-1263) между 1220 и 1230 гг. на древненорвежском языке29. Именно король Хакон проводил политику преобразования своего двора на куртуазный манер. Это стремление ярко отражено в данном источнике. Его автор сознательно не называет своего имени. По мнению Р. Мейсснера, он, видимо, опасался нападок со стороны Церкви из-за его взглядов на отношения королевской и церковной властей, отдавая верховенство первой30. Описание королевского двора и жизни рыцарства в «Королевском зерцале» отличается известной степенью идеализации. Но все же наблюдения автора остаются весьма ценными, поскольку его рыцарское происхождение и близость ко двору не вызывает сомнений у историков. Повествование ведется в виде диалога (развернутые ответы Отца на вопросы Сына). Специфика жанра также определяет соответствующую топику и дидактичность произведения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]