Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Диплом Березиной Даши Документ Microsoft Offic....doc
Скачиваний:
101
Добавлен:
05.11.2018
Размер:
1.72 Mб
Скачать

Глава 1

§1. Становление жанра реквиема

…Но думаю, что перед лицом смерти (неизбежной),

о которой думает каждый в той или иной мере

и с той или иной степенью притворного бодрячества

или страха, у человека бурлят чувства

в самой наивысшей степени. И, следовательно,

реквиемы - наивысшее достижение

в деятельности композиторов

Реквием (от начальных слов латинского текста Requiem aeternam) представляет собой траурную заупокойную мессу. Имеет второе название Missa pro difunctis – месса о мёртвых. Месса – это вокальная или вокально-инструментальная циклическая форма (и жанр) на канонический текст, посвящённый основным догматам западно-христианской церкви. Текст мессы – на латинском языке. Месса состоит из двух частей: подвижная часть (проприй), в которую включены песнопения, изменяемые в зависимости от праздника и времени церковного года, и неподвижная часть (ординарий). Части проприя и ординария следуют в определённом порядке. Также в мессу входят молитвы и отрывки из Священного писания, читаемые и речитируемые. Структура мессы изложена в работах Т. С. Зиновьевой, История хорового творчества зарубежных композиторов.

Наиболее полная схема мессы представлена в учебном пособии Т. Кюрегян «Музыкальная форма XVII-XIX вв.» [см. об этом: 9. С. 1-6]:

Таблица 1. Структура мессы

Ординарий (лат. ordinarius – обычный)

Проприй (лат. proprius – собственный, отличительный)

Пение

Речитация

Пение

Речитация

Kyrie eleison (Господи, помилуй)

Gloria (слава)

Credo (верую)

Sanctus (Свят)

Agnus Dei (Агнец Божий)

Ite missa est (или Benedictus – благословен)

Praefatio (приготовление)

Pater noster (Отче наш)

Introitus (вход, вступление)

Gradual (graduale, от gradus – ступень)

Alleluia (греч. «Хвалите Господа») или Tractus (по скорбным дням), иногда Sequentia

Offertorium (приношение)

Communio (общность, единение, причастие)

Collecta (общая молитва)

Epistola (чтение из апостольского послания)

Evangelium (чтение из Евангелия)

Secreta (молитва о дарах)

Oratio (молитва дня)

Postcommunio

Строение реквиема (таблица 2) несколько отличается от обычной мессы: отсутствуют части Gloria, Credo, на месте Alleluia находится тракт с секвенцией Dies irae (День гнева) на текст средневековой секвенции о Страшном суде. Структура реквиема была канонизирована в 1570 г. (Тридентский собор).

Таблица 2. Структура реквиема

Пение

Речитация

Интроит «Requiem aeternam done eis, Domine» (Вечный покой даруй им, Господи)

Kyrie eleison

Градуал «Requiem aeternem»

Тракт «Absolve Domine» (Освободи, Господи)

Секвенция «Dies irae» (День гнева)

Офферторий «Domine Jesu Christe» (Господи Иисусе Христе)

Sanctus

Коммунио «Lux aeterna» (Вечный свет)

Посткоммунио

Collecta (общая молитва)

Epistola (чтение из апостольского послания)

Evangelium (чтение из Евангелия)

Secreta (молитва о дарах)

В реквиеме также допустимо более мелкое членение частей и перестановка последовательности основных частей. Изначально реквием, как и месса, сформировался из мелодий григорианского хорала, исполняющихся в унисон. С XV века появились первые многоголосные обработки канонизированных мелодий реквиема [см. об этом: 5. С. 33-42]. Реквием Дюфаи (текст которого не сохранился) является первым реквиемом такого типа, созданным профессиональным композитором. Дошедший до наших дней самый ранний реквием, принадлежит Окегему (см. Приложение).

Вплоть до XVI века реквием исполняли хором без сопровождения (реквиемы Орландо Лассо, Палестрины). Дж. Габриели впервые ввёл струнный оркестр в фактуру реквиема. В XVII-XVIII веках реквием оформился как крупное циклическое произведение на подобии кантаты или оратории для хора, солистов и оркестра, сочинявшееся независимо от хоральных мелодий. Составляющие содержание реквиема размышления о жизни и смерти, величественная фантастика картин Страшного суда привлекали внимание многих композиторов, создавших замечательные образцы этого жанра (реквиемы Моцарта, Керубини, Берлиоза, Шумана, Брамса, Верди и др.).

Величайшим образцом жанра является реквием Моцарта (d-moll). В своём сочинении Моцарт соединил черты, идущие от Баха (двойная фуга, изобразительность в передаче текста и т.д.), Генделя (яркая декоративность Dies irae, лаконичность тематизма в фугах), и черты будущей эпохи романтизма («блуждающие» гармонии в Confutatis; тема фугато с ниспадающими септимами в Domine Jesu, присущими Р. Шуману). Реквием раскрыл богатейшую гамму чувств, глубокие размышления о вечных вопросах, всегда волнующих человека. Моцарт расширяет структуру реквиема до двенадцати частей, которые объединяются тематически и интонационно (поступенное движение начальной темы, мелодические ходы по ступеням трезвучия и др.).

Жанр реквиема всё больше приобретает некультовое, светское значение и исполняется в концертных залах. В XIX в. реквиемы создавали следующие композиторы: Ф. Шуберт (1818), Г. Берлиоз (1837), Р. Шуман (1849, 1852), А. Брукнер (1849), Ф. Лист (1868), И. Брамс (1868), Дж. Верди (1874), К. Сен-Санс (1878), Г. Форе (1888), А. Дворжак (1890), Ш. Гуно (1893). Реквием каждого из этих великих композиторов индивидуален, неповторим и по-новому раскрывает сам жанр цикла.

Р. Шуман первым создал реквием не по каноническому латинскому тексту. В 1849 году он написал «Реквием Миньоне» для солистов, хора и оркестра на стихи из «Вильгельма Мейстера» В. Гёте. В 1952 году Шуман создал традиционный канонический реквием.

Ф. Лист сочинил реквием для мужских голосов с органом, в котором он «пытался придать смерти подлинно христианский, вселяющий надежду, характер» [цит. по: 5. С. 37]. Чтобы воплотить задуманное, композитор изменил структуру произведения: он заканчивает реквием не традиционной последней частью «Agnus Dei», а картиной Страшного суда с просветлением по окончании части.

И. Брамс в том же 1868 году продолжает нововведения Р. Шумана и создаёт «Немецкий Реквием» не на канонический латинский текст, а на тексты из Библии в переводе Лютера на немецком языке. Тексты из Библии, книги пророков, Евангелия композитор выбрал свободно, раскрывая идею любви, сочувствия к тем, кто потерял своих близких.

Не уступающий по значению сочинению Моцарта, реквием Верди впервые прозвучал в 1874 году. Реквием был посвящён памяти друга – поэта и романиста Алессандро Мандзони. В произведении чувствуется театральность, присущая всему творчеству оперного композитора. Главный образ реквиема – образ человека, стоящего на пороге смерти, мужественно переносящего неизбежный страх и скорбь.

Многочисленное обращение композиторов к жанру реквиема на рубеже веков было не удивительно, так как на стыке столетий люди серьёзней задумываются о будущем и настоящем, анализируют прошлое и ожидают перемен, не всегда в хорошую сторону (философский труд О. Шпенглера «Закат Европы»).

XX столетие было неспокойным: войны, революции, природные катаклизмы. Философская проблематика жизни и смерти, скорбь, смирение и в то же время протест против насилия, заложенные в тексте и музыке жанра реквиема, привлекают многих композиторов XX столетия. Появляются иные разновидности реквиема. Каждый композитор как творец нового мира создаёт свой вариант реквиема, всё больше уходящий от традиций.

В XX веке в жанре реквиема работали: М. Регер (1915), К. Вейля (1928), П. Хиндемит (1946), Б. Бриттен (1962), Д. Мийо (1963), П. Дессау (1964), Д. Лигетти (1965), Б. Циммерман (1969), А. Иосифов (1973), К. Пендерецкий (1984), Э. Уэббер (1985), М. Теодоракис (1999).

«Военный Реквием» Бриттена посвящён четырём его друзьям, погибшим на войне. По сути, это сочинение посвящено памяти жертв всех войн. В этом произведении канонический латинский текст чередуется с антивоенными стихами Уилфрида Оуэна (английского поэта, участника и жертвы первой мировой войны). Реквием Бриттена имеет черты театральности, мистерии: солисты-мужчины (тенор и бас) поют от лица двух убитых на войне солдат. В их репликах заключена основная идея произведения: недопустимость войны. Таким образом, переплетение канонического текста и человеческих живых стихотворений Оуена создают не объективный абстрактный внеличный образ скорби, а вносит в произведение особую остроту, трагедийность, придаёт современный смысл реквиему. Сам композитор писал: «Я много думал о своих друзьях, погибших в двух мировых войнах. В нём много сожаления по поводу ужасного прошлого. Но именно поэтому реквием обращён к будущему. Видя примеры ужасного прошлого, мы должны предотвратить такие катастрофы, какими являются войны» [цит. по: 5. С. 40].

Современные композиторы не остановились только на уходе от традиционного текста, но и применяют новейшие музыкально-выразительные средства: додекафонная техника, сонористические эффекты, пуантилизм, мощные электронные звучания, импульсивные метро-ритмические формулы, отличающие образный строй джазовой и рок-музыки. [см. об этом: 5. С. 40-42].

Отечественные композиторы не остались в стороне, своеобразными «русскими Реквиемами» являются кантата С. Танеева «Иоанн Дамаскин», где в качестве основной темы взят православный похоронный напев «Со святыми упокой», и «Братское поминовение» А. Кастальского (памяти погибших в первой мировой войне), с использованием православных, католических и других культовых напевов. Монументальные траурные произведения создали советские композиторы: Д. Кабалевский («Симфония-Реквием памяти В. И. Ленина», «Реквием памяти героев Отечественной войны»), М. Юдин («Реквием памяти С. М. Кирова»), Ю. Левитин («Реквием памяти павших героев»), Г. Свиридов («Концерт памяти Юрлова») и др. На канонический латинский текст написаны реквиемы И. Стравинского, И. Пицетти (для хора a' cappella), А. Шнитке. Авторами реквиемов являются и ныне здравствующие композиторы: Владимир Дашкевич (р. 1934), написавший музыку на слова одноименного стихотворного цикла Анны Ахматовой, Вячеслав Артёмов (р. 1940), С. Слонимский (р. 1932).

Жанр реквиема прошёл большой путь и в идейно смысловом, и в музыкальном отношении, преобразовался от простой монодии до монументального вокально-циклического произведения, стал не только объективным выражением общечеловеческих мыслей о смерти и жизни, но и своеобразным завещанием композиторов своим слушателям.