Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Декоративное растениеводство. Учебник по древов....doc
Скачиваний:
180
Добавлен:
02.11.2018
Размер:
6.54 Mб
Скачать

1.3. Районирование ассортимента

В основу рекомендаций по подбору ассортимента положена пригодность породы для вырашивания в той или иной климати­ческой зоне (районе).

Первая попытка районирования европейской части России для целей декоративного садоводства была предпринята Э. Л. Вольфом (1915), а Сибири — В.И.Богоявленским (1937). Последующие ра­боты по районированию территории СССР на озеленительские зоны проводились в Академии коммунального хозяйства (АКХ) РСФСР. Академией было разработано несколько схем деления нашей страны на районы применения древесных и кустарнико­вых пород в озеленении — для европейской части СССР (1953), азиатской части РСФСР (И.И.Галактионов, А. В.By, 1963) и ев­ропейской части РСФСР (И. И. Галактионов, А. В. By, М.Л. Стель-махович, 1966).

В основу районирования европейской части РСФСР (1966) для целей озеленения положены четыре фактора: сумма активных тем­ператур за период с температурами более 10 °С; вегетационный пе­риод, вычисленный от даты перехода температуры через 5°С до даты первого осеннего заморозка; характеристика зимы по средней температуре января и атмосферное увлажнение по среднегодовому отношению выпадающих осадков в данном месте к их испаряемости.

В 1963— 1966 гг. АКХ РСФСР в процессе обследований суще­ствующих насаждений в городах РСФСР, учета опыта озелени­тельных организаций, научных опытных станций и питомников по производству декоративных пород для каждого района был уточ­нен основной, дополнительный и ограниченный ассортименты.

Комплексное древокультурное районирование территории СССР с учетом опыта культуры древесных пород и в результате совместной работы с АКХ РСФСР по обследованию насаждений в РСФСР разработано А. И. Колесниковым (1977). Этого райони­рования придерживается и Главный Ботанический сад Академии наук РФ (ГБС АН РФ).

Количество выделяемых районов у разных авторов таково: АКХ РСФСР подразделяет территорию европейской части РФ на 29 районов, азиатской части РФ — на 45; А. И. Колесников подраз­делял территорию европейской части СССР на 29 районов, ази­атской части СССР — на 14 районов и 15 подрайонов. Райониро­вание АКХ является более детальным и подробным.

Среди рекомендуемых для разных районов пород отмечается большое количество интродуцентов. Так, из предлагаемого Глав­ным Ботаническим садом АН РФ для Москвы ассортимента, со­держащего растения 606 наименований, европейские виды со­ставляют всего 13 %, а местные виды — еще меньше (см. прило­жение 1).12

Интродуценты (интродуцированные растения) — это расте­ния, в нашем случае древесные, переселенные в местности, где они раньше не жили. Они появляются в результате целенаправ­ленной деятельности человека по введению в культуру в данном естественно-историческом районе новых видов, форм, культива-ров растений из других районов земли или перенос местных ви­дов из природы в культуру. Интродукция растений, начавшаяся стихийно на заре развития человечества, в свою наивысшую фазу вошла в XX в., и этот период продолжается в настоящее время благодаря тому, что современные технические возможности по­зволяют достичь любого уголка планеты и обеспечивают благопо­лучную доставку растений в короткие сроки.

Интродукция направлена на обогащение культурных фитоце-нозов новыми ценными растениями и сохранение генофонда ра­стительного мира в искусственных резерватах. Среди последних ведущее место занимают ботанические сады.

Способы интродукции и средства, с помощью которых она осуществляется, зависят от экологии растений, природных усло­вий района интродукции, уровня развития науки и технических возможностей ее проведения.

Завоз семян, черенков и саженцев иноземных растений для интродукции требует строгого соблюдения карантинных правил для избежания переноса вместе с растениями грибных и бактери­альных болезней, нематод, вредных насекомых и сорняков.

История широкой интродукции древесных пород в Европу с других континентов начинается в основном с XVI в. В 1576 г. в бо­таническом саду Вены был впервые высажен конский каштан, распространенный в природе в ограниченном ареале на севере Греции и в сопредельной Албании. Но семена каштана были не европейского происхождения — их прислал австрийский послан­ник в Турции из Константинополя.

В середине же XVI в. из Константинополя в Италию и Вену была завезена сирень обыкновенная. В это же время с Востока в Европу попадают сибирская спирея иволистная и чубушник. В XVI в. из Северной Америки (Канада и Вирджиния) в Европу завозят тую западную (1534). В саду Кью (Англия) в этот период были интродуцированы европейские виды: лавр благородный, орех грецкий, дрок и азиатский вид — жасмин лекарственный. В 1623 г. в Парижском королевском медицинском саду появились виног­рад пятилисточковый, кампсис укореняющийся и ирга канадская. В этот же период в Европу завезены белая акация (робиния), ви­ноград Лабруска, лириодендрон, магнолии.

В 1637— 1654 гг. в саду Д.Традесканта под Лондоном появились американские виды — таксодиум, клен красный, скумпия амери­канская, платан западный, а в саду лондонского епископа в Фул-гаме —. магнолия вирджинская, боярышник мягкий, клен ясене-13

листный, снежноягодник, дуб шарлаховый, гледичия трехколюч-ковая, пихта бальзамическая, а также дерен амомум и пихта белая.

В 1648 г. в саду Оксфордского университета были интродуциро-ваны североамериканские виды — орех черный, можжевельник виргинский, шелковица красная.

В XVIII в. интродукция продолжается и охватывает растения из Японии, Австралии и Африки. В середине XVIII в. из Японии были завезены айлант высочайший, софора японская, биота восточная и гингко двухлопастный. В 1774 г. в саду Кью появился первый экземпляр эвкалипта косого (Е. obliqua). В конце XVIII в. в Голлан­дию попадают верески рода эрика из Капской области Африки.

Продолжается интродукция американских растений, и во вто­рой половине XVIII в. в английских садах появляются тсуга канад­ская, различные виды американских кленов, орехов, сливы, ирги, гамамелис виргинский, калина канадская, а во Францию был интродуцирован рододендрон катавбинский из североамерикан­ского сада А. Мишо.

В XIX в., в первой его четверти, в Европу из Америки привезены псевдотсуга Мензиеса, ель ситхинская, магония, смородина кро­ваво-красная, из Японии и Китая — дерен белый. В конце этого столетия в Европу из Центральной Америки привезена пихта од­ноцветная, а из Японии и Китая в Англию — вейгела цветущая, форзиция зеленейшая, спирея сливолистная, жимолость душистая и культивары различных рододендронов и хеномелес японский.

Интродукция древесных пород в России началась в XVI в. с создания при Томском монастыре под Ярославлем посадки си­бирских кедров на площади около 1 десятины (1000 м). Эта роща просуществовала до конца XIX в.

При царе Алексее Михайловиче Романове в Измайлове разво­дили грецкий орех и шелковицу белую. Из Голландии в 1645 г. были привезены в Архангельск деревья апельсина, лимона, шел­ковицы, абрикоса, персика, сливы, вишни и миндаля, но в Из­майлово они не попали из-за «морового поветрия». Их довезли лишь до Вологды, и след их затерялся.

В каталогах аптекарского огорода Петербурга в 1765 г. были опи­саны рекомендованные для использования в городе евро-азиатс­кие породы — карагана древовидная, к. кустарниковая, к. пигмея, жимолость татарская, ж. обыкновенная, спирея иволистная, с. го-родчатая, миндаль низкий, рябинник рябинолистный, а также американский дерен.

При Петре I Летний сад был одним из интродукционных пун­ктов, в оранжереях которого выращивались апельсины, лимоны, тюльпанное дерево, ливанские кедры. По приказу Петра I в Лет­ний сад были привезены грабы из Киева, яблони из Швеции, барбарис и розы из Данцига. Дорожки в парке были обсажены желтой акацией и тисом ягодным.14

Активно интродукцией занимался Астраханский аптекарский сад, где в конце XVIII в. выращивались новые для тех мест абри­косовые, гранатовые, тутовые, лимонные и померанцевые дере­вья. В этот же период под Воронежем в так называемых «коронных садах», созданных по указу Петра I, испытывались тутовое дере­во, абрикос, виноград, каштаны.

Большую роль в XVIII в. играл ботанический сад П.А.Демидо­ва в Нескучном саду в Москве. В этом саду в открытом и закрытом грунте выращивалось 4363 вида растений сибирского, американс­кого и индийского происхождения, а в оранжереях — клен ясене-листный и сосна Веймутова.

В каталогах ботанического сада в Горенках, принадлежавшего графу А.К.Разумовскому, в 1812 г. перечислено было 7000 видов интродуцированных растений, среди которых было много сибир­ских видов, не известных еще в то время в Европе. В оранжереях впервые в Европе в 1809 г. цвела ваниль.

Через сад Н.Зарудного, заложенный в 1837 г. в Софиевке под Полтавой, в культуру на Украине вошли ясень американский, вейгела цветущая, липа американская и малина душистая.

В XVIII в. Вольное экономическое общество выписывало через Англию некоторые американские растения — рябину американ­скую, орех черный, сливу американскую, черемуху виргинскую. Итогом интродукционной деятельности в России в XVIII в. может служить список растений, которые определялись как пригодные в нашем климате, — тополь белый, т. бальзамический, кизильник обыкновенный, боярышник обыкновенный, дерен красный, бе­лый, клен татарский, бузина красная, жестер слабительный, слива колючая (терн), барбарис обыкновенный, рододендрон даурский. Кроме того, в этом списке выделялись еще редкие, но перспектив­ные для массовой культуры виды, такие, как облепиха крушиновая, мингмл серебристый, карагана колючая, к. кустарниковая, мирика Гале, дрок волосистый, ракитник австрийский, р. чернеющий, миндаль степной (бобовник), яблоня ягодная, абрикос сибирский.

В первой четверти XIX в. активная интродукционная работа проводилась в саду Дсрптского Университета под руководством К.Ф.Ледебура. Это был период массовой интродукции сибирских растений. Отсюда вошли в широкую культуру Эстонии сибирские ч дальневосточные лиственница сибирская, л. даурская, пихта сибирская, клен маньчжурский, феллодендрон амурский и сиби-Рея гладкая.

С 1823 г. Петербургский аптекарский сад начал активную инт-Родукционную работу с нелекарственными растениями, значи­тельная часть которых была из Бразилии, Мексики и передава­лась в южные ботанические сады, например в Никитский бота­нический сад. В этот период хорошо переносили климат Петер­бурга орех серый и клен сахарный (из Северной Америки).15

В озеленение были введены такие растения Дальнего Востока и северо-восточного Китая, как черемуха Маака, пихта белокорая, а также сибирские смородины — смородина дикуша (алданский виноград), с. лежачая, с. двуиглая и жимолость съедобная. Интро-дукционная деятельность в Петербурге была тесно связана с име­нем Э.Л.Регеля.

Широкая интродукционная работа проводилась и в других райо­нах России, и к 1913 г. в стране, помимо ботанических садов, имелись 78 опытных полей и 44 опытные станции, которые зани­мались испытанием новых видов и сортов растений.

Созданное в 1894 г. Бюро по прикладной ботанике предполага­лось сделать единым центром по координации интродукционных работ в стране с тремя отделами — справочным, научным и ак­климатизационным. Фактически эта программа была полностью осуществлена в советский период истории России.

Сверхкраткое описание четырехсотлетней истории интродук­ции древесных пород в Европе и России свидетельствует об ог­ромной работе, проведенной человеком, результатами которой мы пользуемся в современной деятельности с определенной, ча­сто высокой, степенью надежности. Интродукция позволила обо­гатить ассортимент деревьев и кустарников для ландшафтного стро­ительства, а иногда и сохранить отдельные виды только в культуре при истреблении вида в пределах его ареала. К таким видам отно­сится эбеновое дерево с острова Св. Елены, где оно исчезло, но в конце XIX в. еще существовало в ботаническом саду Къю, а в 30-х годах XX в. встречалось в коллекциях средиземноморских ботсадов.

Были сохранены виды с ограниченным ареалом в природе, такие, как гингко двухлопастный и сосна лучистая, ставшая од­ной из ведущих культур в мировом лесоводстве, а также конский каштан. В материалах по истории интродукции в большинстве слу­чаев отсутствуют сведения об отрицательных результатах опытов, а это в конечном счете препятствует окультуриванию нового аре­ала, куда переселяется растение, а также приводит к безрезуль­татным повторным попыткам интродукции одних и тех же видов. Однако эта проблема оставляет открытым большое поле деятель­ности для интродукции.

В настоящее время перед интродукцией стоит задача сохране­ния генофонда дикой флоры земного шара. Но интродуцирован-ные виды растений должны всегда находиться под контролем че­ловека, чтобы они росли только в местах, предназначенных для их культуры, не расселялись против желания людей за пределы отведенных им территорий и не засоряли другие культурные и природные экосистемы.

При оценке итогов интродукции, степени ее успешности ориен­тируются на следующие методологические направления: сравни­тельный анализ климатических и эколого-географических уело-16

вий мест естественного произрастания растений и новых мест их испытания; исторический и флорогенетический анализ раститель­ности, из которой выбирается материал для интродукции; изуче­ние эколого-физиологических особенностей и изменений в ана-томо-морфологическом строении интродуцентов; изучение сезон-но-ритмических изменений в развитии вегетативных и генератив­ных структур для оценки процесса приспособления интродуцен­тов. С интродукцией тесно связаны понятия акклиматизации и натурализации растений.

Акклиматизация — это приспособление к новым условиям оби­тания за счет генетических изменений на основе естественного отбора индивидуумов, более приспособленных к новым условиям обитания, чем исходные формы. Это характерно для случаев пере­несения растений в условия, значительно отличающиеся от есте­ственного ареала. При натурализации новые формы легко при­спосабливаются и успешно репродуцируют в новых условиях без изменений своей генетической основы. Это характерно прежде всего для тех случаев, когда климатические, почвенные условия и их микрофлора благоприятны, т.е. отвечают биологическим особен­ностям интродуцента, и он приживается без изменения генотипа. В работах по интродукции, акклиматизации используют гибриди­зацию географически и систематически отдаленных форм, зака­ливание, прививки на устойчивые подвои, специальную агротех­нику, воздействие регуляторами роста и развития, постепенное переселение растений при выращивании их на промежуточных станциях, правильный выбор семян — с интродуцентов, которые при первичной интродукции и в последующих поколениях отли­чаются лучшими показателями роста, плодоношения и устойчи­вости к внешним условиям.