Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
german.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
31.10.2018
Размер:
83.97 Кб
Скачать

Особенности германского вокализма

Согласные в основном имеют смыслоразличительную функцию, т. е. они помогают узнавать разные слова, тогда как гласные определяют морфологию слова, его категориальные характеристики, либо словообразовательные связи разных слов, причем эта особенность унаследована германскими языками от и. е. Впрочем, распределение функций между согласными и гласными свойственно не только и. е. языкам. Часто приводится следующий пример из арабского (семитического) языка: qatala 'kills', qalala 'tries to kill', 'aqtala (каузатив) 'makes kill', qutila 'is killed', где чередуются гласные (включая нуль — 'aqtala) для обозначения различных грамматических функций глагола при сохранении корневых согласных.

На вокализм и. е. слова большое влияние оказывают: особенность ударения (акцентная структура слова) и комбинаторное варьирование, вызванное влиянием соседних фонем (гласных и согласных) на артикуляцию гласных, иными словами, ассимилятивное воздействие окружения. Так, ослабление ударения слога вызывает редукцию неударных гласных (этот процесс был особенно интенсивным именно в германских языках); высота тона и сила ударения влияют на качество гласного; гласные могут подвергаться ассимиляции последующему (регрессивная ассимиляция) и предыдущему (прогрессивная ассимиляция) звуку. Явление умлаута (перегласовки), характерное для ряда древнегерманских языков и представленное в большом числе форм современного немецкого языка, — пример регрессивной ассимиляции (например, уподобление гласного низкого подъема центрального ряда гласному переднего ряда в следующем слоге; некоторое представление об этом процессе дают современные нем. пары типа Mann — Manner).

При реконструкции системы и. е. гласных обычно приводится треугольник, в точках которого располагаются долгие и краткие гласные в зависимости от характера подъема языка в ротовой полости:

Ī? ū?

Ē? ō?

āă

Наиболее важными гласными в и. е. языках, занимающими позиции в ударных слогах и имеющими значение для морфологических чередований и форм, являются гласные [е, о, а] (долгие и краткие); гласные [i, и] зачастую становились вторым элементом дифтонгов ([ei, ей]) или встречались в неударных слогах (в нулевой ступени аблаута).

Эти три основные и. е. гласные подверглись сдвигу в германских языках до н. э. или в начале н. э., что отразилось непосредственно на корреляции типов склонения в и. е. и германских языках и чередовании гласных в образовании основных форм глагола (аблаут).

Характер соответствия германских гласных и. е. гласным

Краткие гласные

Ие герм

E e(i)

O a

A a

Долгие гласные

Ие герм

Ē Ē

Ō ō

Ā ō

Примеры:

лат. ventus, р. ветер, гот. winds лат. edere, р. едш, др. a. etan лат. пох (род. п. noctis), р. ночь, гот. nahts лат. octo, р. (в)осемь, гот. ahtau лат. pater, гот. fadar

[е]: лат. semen, р. семя, гот. se^s 'посев' в manase^s 'человечество'

ig некоторых германских языках [е] расширилось в [ае], ср.:

гот. stelum, др. a. staelon 'украли') [о]: греч. plotos, гот. flodus 'поток' [а]: лат. mater, др. a. modor 'мать'

Таким образом, если в и. е. существует четкая система противопоставления кратких и долгих [е, о, а], то в германском эта система оказывается сдвинутой: краткие [о, а] дают одно недифференцированное [а], долгие [о, а] — одно долгое [о].

Краткие гласные

Ие герм

E e(i)

O a

A a

Долгие гласные

Ие герм

Ē Ē

Ō ō

Ā ō

E I e долгое

A -

- o долгое

Сюда добавляются долгие и краткие [i, и].

Восстановлению кратких [е. о], исчезнувших в готском языке в результате германского сдвига гласных, способствовало готское преломление [1, и] перед [г, h, χw]: гот. bafranje] 'нести', waur]3iim [о] 'становились'. Так в результате комбинаторных изменений восстанавливаются пустые клетки в системе готских гласных, а именно клетки [е] (гот. [i), [о], [а].

Как указано выше, наиболее важными гласными, особенно в морфологических чередованиях в и. е. языках, были [е, о]. Если среди германских языков структура слова наиболее четко представлена в готском языке, то и. е. тип лучше всего проявляется в древнегреческом. Поэтому иллюстрации развития фонологической и морфологической структуры слова обычно берутся из этих двух языков. В латинском языке и. е. гласные лучше всего сохранились в ударных слогах. Неударные гласные в и. е. языках подверглись редукции: долгие редуцировались в нейтральный гласный неопределенного тембра (типа [@], а краткие опускались или сохранялись в качестве нейтрального [i]. Эти редуцированные звуки получили в сравнительной грамматике название "шва"; соответственно shva primum фонетически обозначается как [Э], a shva s''cundum—как [ъ].

Чередование гласных, имеющее грамматическое назначение, могло включать три элемента в и. е.: [е, о, -короткие- нуль, е, о -долгие-, нуль] (отсутствие гласного), причем наиболее типичной была формула чередования, включающая краткие гласные {е—о—нуль], например: греч. pelornai 'вращаюсь', polos 'ось', epiomen 'вращал' (pel,

pol. pi)'. лат. lego 'говорю', logos 'речь';

р. несу, HOClL-l; беру, подбор, бpa.'l (бер, бор, бр) Как видно из примеров, чередование гласных имеет как чисто грамматическую функцию — образование форм слова, так и словообразовательную—образование разных частей речи.

Формула и. е. чередования [е—о—нуль}, в соответствии с соотношением гласных, принимает следующий вид в германских языках: е (или i)—а—0 (нуль) - образование основных форм так называемых сильных глаголов в германских языках.

Под сильными подразумеваются такие глаголы, которые "имеют силу" образовывать формы внутри себя, в корне, не прибегая к специальным суффиксам, а слабые глаголы лишены такой способности. Регулярное чередование гласных в и. е. языках получило название аблаута (также термин Я. Гримма).

Аблаут (апофония)—явление древнее, относящееся примерно к 5ОО г. до н. э., - морфонологическое явление характерно для структуры и. е. слова. В и. е. языках чередование гласных затрагивало все части слова, тогда как в германских языках, в связи с переносом ударения на корень слова, аблаут затронул главным образом ударный слог, хотя в готском языке есть также остаточные явления чередования в морфологических окончаниях существительного.

Чередование [е—о] — качественный аблаут количественный аблаут, чередуется краткий звук с долгим. по нему образуются формы наиболее древних по происхождению сильных глаголов. В готском языке, аблаут еще не затемнен дальнейшими изменениями гласных.

Рассмотрим для сравнения готский глагол II класса. Формы германского глагола, имеющие разную морфологическую структуру, следующие: 1) инфинитив, 2) прошедшее время, ед. число, з) прошедшее время, мн. число, 4) причастие II.

инфинитив прош.вр. ед. ч . прош. вр. мн. ч. прич.П

ki/u/san ka/u/s k/u/sum k/u/sans

выбирать' 'выбрал' 'выбрали' 'выбранный'

В этом глаголе ясно отражается форму-да германского аблаута (в соответствии с и. е.— германской корреляцией гласных) [(е) i—а—нуль} (в готском и. е. [е] соответствует [i]).

. В связи с вокализмом следует упомянуть о сонантах, занимающих промежуточное положение между гласным и согласным [j (у), w, I, r, m, п], и тесно связанных с ними гласных [i, и]. Сонанты [j] (произносится как в англ. yes) и [w] (как в английском water) называются полугласными и могут чередоваться с [i, и] соответственно. + вторичная роль [i, и], их способность появляться в качестве элементов дифтонгов.

Сонанты [ 1, r, m, п] являются слогообразующими, функционируют подобно гласным перед согласными ([Id, mb, nd] и т. п.) или как вторые элементы дифтонгов (ср. [ei, еu, е1, ег, em, en]) и часто служат показателями морфологических классов, особенно в германских языках. Видимо, благодаря силовому ударению в германских языках гласные сонанты [i, и] стали чистыми гласными, имеют долготу и краткость.

Глагол

Под сильными подразумеваются такие глаголы, которые "имеют силу" образовывать формы внутри себя, в корне, не прибегая к специальным суффиксам, а слабые глаголы лишены такой способности.

В и. е. языках различались разные типы основ, в частности глагольных. Основы были тематическшии и атематическими.

В тематических основах наблюдается чередование гласных — тем. В и. е. языках это обычно гласные [е/о], служащие показателями определенной основы и связующим звеном между корнем и окончанием, ср. греч. leip/e/te, leip/o/men 'оставляете, оставляем'. Атематическим называется прежде всего тот тип основы, в котором основным показателем является сонант [т (п)], В сравнительной грамматике атематическим принято также называть способ присоединения флексии непосредственно к корню, без соединительного гласного, например: греч. pher-to 'несли'. Атематическими называются также основы на долгие гласные (или сонант).

Наиболее широко атематический тип представлен в санскрите, ср.: bharami 'несу', asmi 'есмь'.

В и. е. глагольных формах, как показано на греческом примере. четко выделяются корень, основообразующий суффикс и окончание, т. е. трехморфемная (трехчастная) структура. Однако и в пределах и. е. языков, богатых разнообразными морфологическими образованиями, корень часто совпадал с основой и основообразующий показатель становился невыделимым, сливаясь с окончанием. Так, даже в древнегреческом, обладающем четкостью распределения морфем и выделения морфемных швов, в такой форме, как phero 'несу', в долгом /о/ уже нельзя вычленить основообразующий тематический гласный.

Процесс опрощения и переразложения трехчастной структуры и. е. слова в значительной степени затронул германские

^^ц: так, в готском глаголе основа в большинстве случаев рав-д корню. Основообразующие суффиксы в германских языках настую можно постулировать лишь путем сопоставления с данными древних и. е. языков.

Основы в германском глаголе определяются по типу чередований по аблауту или по отсутствию такового в слабых глаго-пах. Так, в прош. вр. ед. ч. сильного глагола kaus налицо чистая основы, не осложненная внешним основообразующим показателем. Морфологической характеристикой этой основы является высшая ступень аблаута в корне.

Как уже указывалось выше, в древних германских языках особые, отличающиеся друг от друга грамматические показатели имелись у четырех форм глагола, представляющих четыре глагольные основы: инфинитива, прош. вр. ед. ч., прош. вр. мн. ч. и прич. II. Эти основы обеспечивают все глагольные образования — формы времени, залога, наклонения. Так, от основы наст. времени образуются инфинитив, императив, прич. 1, опта-тив, медиопассив. Особо четко различие морфологической структуры этих форм проявлялось в готском языке.

Главной особенностью в организации морфологии германского глагола является четкое противопоставление так называемого сильного и слабого спряжения (или сильных и слабых йчаголов). Сильные глаголы отражают морфологические различия в основных глагольных формах в пределах основы (корня) при помощи внутренней флексии, в слабых — показатели основных форм размещаются за пределами основы — в окончании, во внешней флексии. Далее мы рассмотрим способы образования основных форм у сильных и слабых глаголов на материале готского глагола, в котором более или менее четко просматриваются все морфологические особенности древних германских языков.

Как можно видеть на примере формообразования сильных и слабых глаголов, все они представляют собой, с одной стороны, специфически германское грамматическое явление, с другой — они так или иначе восходят к общеиндоевропейскому типу. Показатели классов, весьма возможно, восходят к признакам каких-то семантических категорий, подклассов, смысл которых утрачен в процессе развития

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]